Раздельный сбор и мусоросжигание: как немцы борются с отходами
В свое время новость о том, что в Минске может появиться мусоросжигательный завод, вызвала неоднозначную реакцию общественности. Городские власти уверяли жителей города, что такой завод жизненно необходим нашей стране, поскольку позволит утилизировать до 500 000 тонн мусора в год, да еще получать тепловую и электроэнергию. В ответ экологи парировали: сжигание мусора – самый дорогой и «грязный» способ получения энергии. Ведь при утилизации 100 тонн мусора образуется около 25 тонн отходов в виде золы, которую необходимо надежно захоронить.
Пока решение о строительстве мусоросжигательного завода в Минске не принято, корреспондент 1prof.by посетила аналогичное предприятие в Берлине и увидела, где заканчивает свою «жизнь» мусор из городских урн.
На одного берлинца – 430 кг отходов в год
В большинстве берлинских дворов установлено несколько видов контейнеров, предназначенных для раздельного сбора мусора. Серый служит для предметов гигиены, посуды и прочих бытовых отходов, которые нельзя переработать. Содержимое этих урн сжигается, а полученные тепло и электричество используются в том числе для отопления городских квартир.
Коричневые урны предназначены для органических отходов, которые впоследствии компостируются. На мусоросжигательном заводе городского предприятия Berliner Stadtreinigung (BSR) они превращаются в биогаз.
В желтые и оранжевые контейнеры берлинцы выбрасывают в основном пластик (бутылки, зубные щетки, стаканчики от йогурта, полиэтиленовые пакеты, одноразовую посуду) и металлические вещи (кастрюли, консервные банки), которые можно переработать.
В урны синего цвета отправляется бумага, а в зеленые – стекло. Неотсортированный мусор попадает в черные контейнеры.
По немецкому законодательству ответственность за уборку улиц и обращение с коммунальными отходами несут городские власти. Муниципалитет Берлина частично переложил свои обязательства на компанию BSR. Правда, она отвечает только за сбор и утилизацию содержимого коричневого и черного контейнеров. Вывозом остального мусора занимаются другие организации.
BSR обслуживает 3,5 миллиона жителей Берлина, которые ежегодно производят около 1,5 млн тонн отходов (по 430 кг на одного жителя). Свой «вклад» в образование мусора вносят и гости немецкой столицы. К слову, в небольших немецких городах его вывоз и уборка улиц – удел частных организаций.
Компания BSR не финансируется из городского бюджета, а получает прибыль от населения, которое платит ей за услуги. К примеру, в год семья из четырех человек в Берлине тратит на эти цели от 237 до 375 евро в зависимости от выбранного тарифа. К слову, чтобы мотивировать берлинцев сортировать отходы, ценник на вывоз содержимого коричневой урны вдвое ниже, чем черной. Примечательно, что тарифы на эту услугу формирует совет директоров компании, но непременно согласует их с городскими властями.
«Жизненный цикл» мусора
Ежедневно в уборке Берлина задействованы 800 машин компании BSR. За неделю они проезжают свыше 27 000 км и собирают мусор из более чем 6 миллионов урн. Крупногабаритный мусор, для которого не предусмотрены специальные контейнеры, жители немецкой столицы могут либо самостоятельно привезти на одну из 15 сортировочных станций, которыми управляет BSR (это бесплатно), либо дождаться, когда компания пришлет за ним машину (платно).
Содержимое коричневых и черных урн отправляется на мусоросжигательный завод, расположенный на севере Берлина. Предприятие работает с 1967 года и за это время пережило не одну модернизацию. Сейчас производственные мощности завода позволяют утилизировать 520 000 тонн отходов в год.
Весь мусор свозится в один огромный ангар, оттуда – в топку, где сжигается при температуре 900 градусов Цельсия.
Для ее поддержания на протяжении всего процесса применяется нефть.
На выходе образуется шлак. Из него выбирают лом черных металлов (он представляет экономическую ценность) и отправляют на дальнейшую переработку. Сжигая 520 000 тонн отходов, завод вырабатывает 1,3 млн тонн пара в год. Этого объема вполне достаточно, чтобы обеспечить электричеством 12% берлинских домохозяйств.
Отходы из коричневых контейнеров (органические) направляют на ферментацию: с помощью микроорганизмов они перерабатываются в биогаз, который на 98% состоит из метана. Компания BSR использует его для заправки своих мусоровозов.
Деньги на утиль
С 2005 года в немецкой столице запрещены свалки. В пригороде Берлина есть три закрытых полигона. BSR отвечает за восстановление территорий, которые они занимают.
По словам пресс-секретаря организации Томаса Клекнера, на обслуживание закрытых свалок BSR выделяет огромные деньги.
До 2040 года на эти цели компания затратит в общей сложности 450 млн евро. Средства пойдут на защитные мероприятия, которые позволят не допустить загрязнения грунтовых вод вредными веществами, и мониторинг окружающей среды. Если в 2040 году показатели будут хорошими, полигоны официально ликвидируют.
Анастасия ШИРАЛИЕВА
Фото автора и из открытых источников