Наверх

Шедевр Рембрандта возвращается к жизни под присмотром публики

14 ноября 2024

В Амстердаме в Государственном музее (Рейксмузеуме) началась реставрация картины «Ночной дозор», великого художника XVII века Рембрандта Харменса ван Рейна. Посетителям предоставлена редкая возможность увидеть процесс кропотливой работы реставраторов над картиной завершенной голландским мастером в 1642 году.

Во вторник, 12 ноября, реставраторы, вооруженные масками, перчатками, кистями, начали долгожданную реставрацию.

Посетители музея могут увидеть, как внутри стеклянной камеры реставраторы, склонившись над выразительными фигурами Рембрандта, с помощью кистей и растворителя осторожно снимают многолетний лак.

Начало реставрации последовало после нескольких лет исследований и повторной натяжки холста. «Снятие лака обнажит богатую событиями историю «Ночного дозора» и предоставит по-настоящему уникальный опыт посетителям, которые смогут наблюдать за процессом вблизи», — сказал директор Рейксмузеума Тако Диббитс.

В то время как музеи традиционно стремятся направить посетителей к прошлому, в Рейксмузеуме решили показать живую работу культурного учреждения и то, как история искусства может сотрудничать с художниками прошлого и теми, кто переносит их шедевры в будущее.

Знаменитая картина «Ночной дозор» – одна из самых знаменитых и самая большая (379,5 × 453,5 см) картина голландской живописи так называемого «золотого века». Ее настоящее название: «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга». На картине изображена группа гражданской стражи, выполненная в драматическом стиле освещения, известном как «кьяроскуро», сочетающим рядом глубокие темные тени и яркие блики. Эта картина пережила два ножевых нападения, а во время Второй мировой войны была спрятана в пещере.

Процесс реставрации будет включать удаление лака, нанесенного во время реставрации 1975-1976 годов, и значительно изменит внешний вид картины, сделав белую краску белее, а темные участки более заметными. «Существующий лак обесцветился, пожелтел и плохо впитывается. Это действительно влияет на восприятие поверхности краски», — сказал один из реставраторов картин Рейксмузеума Иге Верслипе.

Для удаления старого лака реставраторы используют специальную технику, которая снижает необходимость «механического воздействия» и заключается в нанесении отмеренного количества растворителя на холст с помощью салфетки и кисти. По мере удаления лака знаменитая темная картина станет более матовой и серой пока не будет нанесен новый слой, который вдохнет в фигуры новую жизнь.

Нынешняя реставрация «Ночного дозора» включает в себя и удаление предыдущих реставраций, что станет процессом открытия даже для мастеров-реставраторов. Еще в XVIII веке старый лак картины и накопившаяся грязь фактически стали частью ее идентичности, тогда ее за темные цвета и прозвали «Ночной дозор», хотя действие на ней происходит днем.

Подобные картины создавались в северных Нидерландах, где команды гражданской стражи заказывали групповые портреты, чтобы запечатлеть гордость и воинский дух ополченцев. Обычно такие картины были довольно прямолинейными, но Рембрандт в своем «Ночном дозоре» представил динамичную композицию, на которой окутанные тьмой гвардейцы готовы атаковать врага. Они держат флаги, поднимают мушкеты, бьют в барабаны, а во главе отряда залитый светом капитан.

К тому времени, как Рембрандт закончил эту работу, война голландцев против Испании за независимость почти закончилась, Амстердам был в безопасности, а ночные стражи собирались в основном в трактирах. Видимо поэтому художник изобразил на картине маленькую девочку с курицей, лающую собаку и себя выглядывающего из-за плеча гвардейца в верхнем ряду, чуть левее центра.

Сергей КИРИК

Фото из открытых интернет-источников

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
14 ноября 2024 13 ноября 2024 12 ноября 2024
Все новости