Скоро ли полетит треугольный пассажирский самолёт?
Стартап JetZero, намеревающийся конкурировать с ведущими авиапроизводителями, намерен запустить первую полномасштабную модель своего реактивного лайнера к концу 2027 года.
Как сообщает портал Business times, компания находится на полпути к ключевым этапам разработки «демонстрационного самолета» и разрабатывает планы по производству и сертификации первых коммерческих версий.
Необычный самолёт в форме гигантского морского ската манты
Новинка будет вмещать около 250 пассажиров на треугольной палубе, более широкой, чем у обычных самолетов. Предполагается, что он сможет разрушить дуополию гигантов авиаперевозок – Airbus и Boeing.
«Мы прошли половину критических демонстрационных испытаний и уже планируем производство и сертификацию первого коммерческого самолета», – заявила Флорентина Вискочи, руководитель инженерного отдела компании JetZero, базирующейся в Лонг-Бич, Калифорния.
В прошлом году Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) одобрило испытательные полеты демонстрационного образца Pathfinder, размах крыльев которого составляет 7 метров, или 12,5% полного размера планируемого самолета. Не все прошло гладко: во время первых испытаний аккумулятор загорелся, и аппарат вышел из строя.
Когда взлетит революционный самолет?
Руководители компании заявляют, что они на пути к тому, чтобы первый полет самолета запланированного размера состоялся к концу 2027 года, как и было заявлено изначально.
Новая конструкция бросает вызов традиционной конструкции «труба и крыло», которая доминировала в авиаперевозках на протяжении десятилетий. Конструкция, основанная на системе фюзеляж плюс крылья, имеет свои ограничения (например, с точки зрения подъемной силы), а значит инженеры не могут дальше повышать ее эффективность.
Большую подъемную силу и экономию топлива обеспечивает конструкция летающего крыла, работы над которой начались еще в 1917 году. Однако летающее крыло также имеет свои ограничения, например, с точки зрения устойчивости.
Смешанное крыло представляет собой компромисс в дизайне. В решении, предложенном JetZero, фюзеляж плавно переходит в крылья, обеспечивая большую подъемную силу. Компания утверждает, что такая конструкция позволит сократить расход топлива вдвое по сравнению с традиционными самолетами.
JetZero начинает строительство огромного завода
Следующие 3 года будут решающими для JetZero. Компания планирует в течение нескольких недель начать строительство завода площадью 400 га. Компания уже получила первые заказы от авиакомпаний Delta Air Lines Inc., United Airlines Holdings Inc., а также грант в размере 235 млн долларов от ВВС США. Компания стремится ускорить процесс и воспользоваться тем, что Boeing и Airbus столкнулись с рекордным объемом невыполненных заказов и не планируют запускать новые проекты до середины или конца 2030-х годов. Планируется, что коммерческие полеты JetZero начнет к 2030 году.
Сергей КИРИК
Фото из открытых интернет-источников