Слепая ярость
Благими намерениями вымощена дорога в ад – лаконичное описание ситуации на Филиппинах. Разве можно осуждать президента страны за объявление войны наркоторговцам? Можно, если эта война приводит к появлению «эскадронов смерти» и убийству подозреваемых в подворотнях без суда и следствия.
Туристам Филиппины кажутся райским уголком, но местные жители вряд ли с этим согласятся: едва ли не треть населения находится за чертой бедности, что усугубляется масштабной коррупцией. Постоянным нарушителем спокойствия в стране выступают вооруженные отряды сепаратистов, которые не гнушаются террористических методов борьбы за свои идеалы. Однако главной проблемой островного государства, пожалуй, остаются наркотики. По самым пессимистичным подсчетам, каждый десятый филиппинец в возрасте от 16 до 64 лет принимает «шабу» – синтетический метамфетамин, одна доза которого дешевле чашки кофе.
Именно борьба с наркотрафиком стала козырной картой в избирательной кампании бывшего мэра города Давао Родриго Дутерте. Он заявил о намерении полностью решить проблему за полгода (правда, спустя некоторое время ему придется признать, что недооценил серьезность ситуации). О решительном настрое кандидата в президенты свидетельствовало его обещание убить собственных детей, если они подсядут на «шабу».
Избиратели поверили. Так во главе государства стал человек с прозвищем Каратель.
Родриго Дутерте – политик, но не дипломат. Любитель рубить с плеча, за словом в карман не лезет. Он простой и острый, как мачете. Жесткий, если не сказать жестокий: в бытность мэром заставил туриста в баре съесть окурок за нарушение антитабачного закона. Но это еще цветочки.
Есть ли еще в мире политики, которые в открытую сравнивают себя с Адольфом Гитлером и уверяют в готовности уничтожить 3 миллиона человек? Кто из президентов публично признается в убийствах преступников, чтобы показать полицейским, «как надо действовать»? Найдется ли глава государства, который обзовет президента США сыном гулящей женщины, извинится, а через некоторое время повторит ругательство? Где еще первое лицо государства обещает сбрасывать коррупционеров с вертолета?
Родриго Дутерте – уникальный случай в современной политике. «Забудьте все эти законы о правах человека. Если я окажусь в президентском дворце, я буду делать то, что делал, когда был мэром. А вы, наркодилеры, бандиты и бездельники, вы лучше убирайтесь отсюда, потому что я вас убью», – обещал он на предвыборном митинге. И слово сдержал.
Наркоторговцам объявлена народная война. Причем «народность» заключается в том, что с потенциальными преступниками позволили бороться всем желающим, обозначив это «гражданским долгом патриотов». В итоге, помимо полицейских отрядов, за дилерами стали охотиться «эскадроны смерти».
Журналисты выяснили, что за каждого наркоторговца полагается награда 430 долларов. Большие деньги, если 45% филиппинцев зарабатывают примерно 2 доллара в день.
Расправы обычно происходят прямо на улицах. Официальная версия каждый раз сводится к мерам самообороны, однако есть множество свидетельств о банальном расстреле подозреваемого. Был ли он на самом деле виновен? Покажет следствие.
Карательные меры быстро принесли результаты. Многие наркоторговцы и наркоманы испугались за свою жизнь: летом 2016 года более полумиллиона человек сдались властям, и теперь филиппинские тюрьмы переполнены.
Естественно, мировая общественность, включая крупные международные организации, осудила драконовские методы Родриго Дутерте. В ответ президент Филиппин обозвал «идиотом» верховного комиссара ООН по правам человека, послал Евросоюз куда подальше известным американским ругательством, а также пообещал сжечь ООН, если вдруг окажется в Америке.
Ему не страшны угрозы импичмента со стороны оппозиции в парламенте. Он решительно настроен вести борьбу с наркомафией – вплоть до введения в стране военного положения.
Но в итоге метод уличных зачисток с неконтролируемым применением оружия дал сбой, когда полицейские похитили и убили южнокорейского бизнесмена. Громкое дело с международным подтекстом уже нельзя было замять. Родриго Дутерте заявил, что «смущен» злоупотреблением властью представителями антинаркотических служб, и распорядился расформировать подразделения полиции Филиппин по борьбе с наркотиками.
Конец периода кровожадной Фемиды? Сомнительно. «Смущенный» Родриго Дутерте на этой неделе заверил, что война с наркотиками будет продолжаться до окончания его президентства в 2020 году.
По оценкам правозащитных организаций, жертвами войны с наркомафией уже стали более 7 тыс. человек. Чуть больше 2 тысяч были убиты в ходе полицейских операций, остальные полегли под пулями «народных мстителей». Причем не важно: торговали они метамфетамином или только употребляли «шабу».
Олег ФЕДОРОВ