Собор Парижской Богоматери вновь открыли для посетителей. Что появилось нового?
Для Франции Нотр-Дам – это не просто величественный собор, а своего рода национальная святыня. Хотя картина разрушений после пожара выглядела ужасно, однако спустя 5 лет ремонта и реставрации, сооружение вновь открыто для посетителей.
На национальный проект выделили солидные суммы, а бюрократию постарались свести к минимуму. В результате работа, запланированная кризисной командой, шла по графику.
Древний собор в новом великолепии
Те, кто посещал Нотр-Дам до пожара, будут поражены: стены наконец-то очистили от многовековой сажи и грязи. Вымытые окна пропускают больше света, чем раньше, позволяя сиять свежим цветам и золотым лепесткам на настенных росписях. Реставраторы очистили 2300 статуй и 8 тыс. органных труб. После освящения собора установлено 1500 новых стульев. Пришлось перевезти более 1 тыс. кубометров камня, возвести, а затем разобрать 2 тыс. т строительных лесов. В реновации культового сооружения приняли участие около 250 компаний и студий.
Чудо Нотр-Дама
Прошло 5 лет после катастрофического пожара, вызвавшего ужас во всем мире. Пожарные команды несколько часов боролись с тушением деревянного перекрытия. Деревянная крыша в итоге сгорела полностью – все 100 метров. Ни одна из 800-летних балок не уцелела, возникли серьезные опасения, что рухнет весь собор, тогда ущерб был бы огромным, однако святыня устояла.
Масштабы повреждений оказались значительными, но не настолько, как предполагалось изначально: обрушилась лишь малая колокольня вместе с тремя пролетами свода. В сводах образовалась дыра, но готическая статуя Богоматери осталась целой, несмотря на обрушение башни прямо рядом с ней, что некоторые восприняли как чудо.
Куда более разрушительной оказалась «проблема свинца». Во время пожара со свинцовой крыши Нотр-Дама падали и плавились листы покрытия. Свинец разлился по всему своду. Токсичная пыль покрыла буквально всё, из-за чего восстановительные работы усложнились.
Стройка ХХІ века
Кто бы мог подумать, что собор, возведенный между 1163 и 1345 гг., вновь ждут серьезные испытания и он станет настоящей стройкой века?
Для успеха проекта нужны были колоссальные средства. Буквально за неделю собрали пожертвований на сумму около 840 млн евро. Вместо того, чтобы поручить реконструкцию министерству культуры, было создано отдельное государственное учреждение. Был принят закон, который позволил сократить сроки проведения тендеров и ускорил заключение контрактов. И, пожалуй, самое главное для успеха любого начинания: все участники – архитекторы, проектировщики, реставраторы, строители лесов, кузнецы – работали с увлечением. Все неоднократно говорили, что для них большая честь быть причастными к этому проекту.
Как проходила реставрация?
Следуя требованию восстановить всё в соответствии с оригиналом, для ремонта крыши вручную были вырублены 2 тыс. дубов. Для этого по средневековым моделям изготовили специальные инструменты, чтобы балки имели ту же структуру, что и до пожара.
Самая поразительная особенность отреставрированного собора – это яркость каменной кладки. Это потому, что все известняковые блоки очистили или в некоторых частях заменили камнем, добытым в карьерах на севере Франции. Эксперты смогли обнаружить крошечные особенности в оригинальном камне – например, некоторые окаменелости – которые помогли им определить географическое происхождение материала.
Большая часть кладки осталась неповрежденной, но она была покрыта не только вековыми наслоениями пыли и грязи, но и слоем сажи и свинцовой пыли от огня. Ее очистили мощными пылесосами, а затем распылителем. В общей сложности отреставрировали около 40 тыс. кв. м камня.
Чтобы восстановить сводчатый потолок под тем местом, где раньше стоял шпиль, каменщикам пришлось заново изучить принципы готической архитектуры. Затем использовать деревянный каркас для укладки камней и увенчать все это замковым камнем.
Необходимо было найти около 1200 дубов, при этом прямых, без сучков и признаков, называемых «морозобоинами», и иметь длину от 13 метров. Большую часть древесины распиливали вручную, а затем обтесывали топорами, точно так же, как это делалось с балками в XIII в. Всего по всей длине здания расположено 35 «ферм» (треугольных конструкций, держащих вес).
Многие из внешних скульптур – включая знаменитых (но не средневековых) горгулий и химер – были повреждены шлангами высокого давления, которые использовались для борьбы с огнем. Многие и так находились в плохом состоянии из-за многовекового загрязнения.
Перед собором организовали мастерскую для ремонта и, при необходимости, замены этих статуй. Пять горгулий отсканировали на компьютере, а затем воссоздали из известняка. Внутри собора самые известные скульптуры остались невредимыми, но все они были очищены и подвергнуты небольшому ремонту.
Несмотря на успех реконструкции, работа еще не завершена. Леса все еще стоят вокруг большей части восточной части собора, в ближайшие годы внешние стены апсиды и ризницы потребуют обработки.
Сергей КИРИК
Фото из открытых интернет-источников