В Норвегии почти все новые автомобили, проданные в 2024 году, были полностью электрическими
На электромобили пришлось 89% продаж новых автомобилей в 2024 году против 82% в 2023 году. Значительный рост стал возможен благодаря сочетанию стимулов и налогов.
Почти 9 из 10 новых автомобилей, проданных в Норвегии в прошлом году, работали исключительно на аккумуляторах. Страна приближается к достижению поставленной цели – к 2025 году выпускать на дороги только электромобили, сообщает Reuters.
«Норвегия станет первой страной в мире, в которой автомобили с бензиновыми и дизельными двигателями будут вытеснены с рынка новых автомобилей», – заявила глава Норвежской ассоциации электромобилей Кристина Бу.
Нефтедобывающая Норвегия «наказывает» владельцев автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями высокими налогами. Одновременно от налога на импорт и добавленную стоимость освобождаются электромобили. Это позволяет сделать их более привлекательными, хотя некоторые сборы были вновь введены в 2023 году.
По словам экспертов, эта политика оказалась эффективной. Ее проводили последовательно на протяжении долгого времени при поддержке правительства.
«Очень часто мы видим в других странах, как кто-то вводит налоговые льготы или послабления, а затем снова возвращает сборы. Наличие стимулов, а не запрет бензиновых и дизельных автомобилей, оказало решающее значение. Людям не нравится, когда им говорят, что делать», – подчеркнула Кристина Бу. Кроме того, в Норвегии нет влиятельного лобби автопроизводителей.
Самым продаваемым брендом стала Tesla, за ней следует Volkswagen, далее – Тойота. На китайские электромобили сейчас приходится почти 10% продаж новых автомобилей.
Политика Норвегии привела к тому, что в прошлом году на дорогах электрических автомобилей стало больше, чем машин на бензиновом двигателе. По данным Управления общественных дорог, по состоянию на декабрь на них пришлось более 28% от всех автомобилей, эксплуатируемых в этой скандинавской стране.
Хотя почти все новые покупатели автомобилей в Норвегии перешли на электромобили, некоторые все еще воздерживаются. В основном машины с двигателем внутреннего сгорания приобретают компании по прокату автомобилей, поскольку не всем туристам подходят электрокары.
Тем не менее, растущая доля электромобилей на норвежских дорогах означает, что и другим секторам придется адаптироваться. На заправочных станциях всё больше и больше бензоколонок заменяют быстрыми электрическими «зарядками».
По прогнозам специалистов, в течение следующих трех лет в Норвегии будет как минимум столько же зарядных станций, сколько и колонок для заправки топливом автомобилей с ДВС.
Сергей КИРИК
Фото из открытых интернет-источников