Внедорожников становится все больше. В чем опасность для экологии?
По всему миру на дорогах можно увидеть все больше внедорожников. И это несмотря на заявления ООН о скором переходе на более компактные и экологичные транспортные средства.
Как сообщает BBC, в глобальном масштабе 54% проданных в 2024 году автомобилей были внедорожниками, включая бензиновые, дизельные, гибридные и электрические модели.
Согласно данным Международного энергетического агентства (МЭА), 95% внедорожников – как новых, так и старых моделей – работают на ископаемом топливе. Электрические внедорожники нуждаются в более мощных батареях, что еще больше увеличивает спрос на редкоземельные металлы. Именно по этим причинам экологи считают внедорожники одним из виновников климатического кризиса.
Продажи электромобилей стандартных размеров снизились на основных рынках, таких как Япония и Германия, а рост продаж в Индии замедлился. Между тем в Европе продажи внедорожников превысили продажи электромобилей, вопреки тенденциям, наблюдавшимся более полувека назад. Если в 2018 году в Европе было продано 3,27 млн небольших хэтчбеков – как работающих на ископаемом топливе, так и на электричестве, то в 2024 году – 2,13 миллиона.
Это частично объясняется тем, что альтернативные внедорожники предлагаются в меньших размерах. Продажи таких моделей в некоторых странах Европы выросли с 1,5 млн в 2018 году почти до 2,5 млн в 2024 году. По данным компании GlobalData, крупнейшим рынком внедорожников в 2024 году оказался Китай – около 11,6 млн единиц, за ним идут США, Индия и Германия.
Эксперты отрасли утверждают, что покупательная способность людей во многих странах с быстроразвивающейся экономикой растет, что приводит к росту популярности внедорожников.
«Производители реагируют на потребительский спрос, и водители все чаще отдают предпочтение автомобилям двойного назначения из-за их практичности, комфорта и хорошего обзора дороги», – сказал генеральный директор Общества производителей и продавцов автомобилей (SMMT) Майк Хоуз.
Согласно данным МЭА, устойчивый рост продаж внедорожников привел к увеличению уровня потребления нефти на 600 тыс. баррелей в день в период с 2022 по 2023 год. Это составило более четверти общего годового прироста мирового спроса на нефть.
Агентство утверждает, что внедорожники потребляют на 20% больше топлива, чем среднеразмерные автомобили на бензине и дизеле, поскольку они в среднем весят на 300 кг больше.
Автомобильный транспорт отвечает за более чем 12% мировых выбросов углерода, что делает его одним из ключевых факторов глобального потепления. Ученые подчеркивают, что для предотвращения климатической катастрофы все отрасли должны ускорить меры по декарбонизации.
Иван ВИШНЕВСКИЙ
Фото из открытых интернет-источников