ВОЗ категорична: игровую зависимость признали психологическим расстройством
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) анонсировала, что в последнем, 11-м издании «Международной классификации болезней» (МКБ) появится новое психологическое расстройство – игровая зависимость. Врачи, которые выдвинули такое предложение, не считают, что создают прецедент. На их взгляд, это следствие последних тенденций и событий в популяциях и профессиональных сферах. Однако не все психологи согласны, что игровая зависимость может являться кандидатом на попадание в список психологических расстройств.
Международная классификация болезней – ведущая статистическая и классификационная основа в здравоохранении. С 2012 года эксперты ВОЗ работают над пересмотром классификатора для того, чтобы он лучше отражал прогресс в области медицинских наук и практики. Использовать новое издание – МКБ-11 – начали на этой неделе. Документ востребован не только в организациях здравоохранения, но и в страховых компаниях при возмещении ущерба. ВОЗ считает, что внесение игровой зависимости в перечень позволит не только подтолкнуть специалистов к более детальному изучению этой проблемы, но и ускорить оказание соответствующей помощи людям с этим расстройством.
Эксперты выделили 3 основные диагностические функции игромании. «Во-первых, игровая активность человека начинает замещать другие активности до такой степени, что те уходят на периферию внимания. Во-вторых, нарушается контроль над таким поведением. Даже при появлении негативных последствий человек не прекращает игровую активность, а наоборот – увеличивает ее. В-третьих, такое поведение ведет к значительному дискомфорту и ухудшению личного, семейного, социального, образовательного и рабочего функционирования. Влияние становится реальным и может нарушать сон, питание и снизить физическую активность», – рассказал в пресс-релизе член департамента ВОЗ по психическому здоровью и злоупотреблению психоактивными веществами доктор Владимир Позняк, который и предложил ввести новый диагноз на Всемирной ассамблее здравоохранения.
Оппозиционный лагерь не согласен с решением ВОЗ. «На мой взгляд, немного преждевременно определять игровую зависимость в качестве диагноза. Как клиницист и исследователь я часто встречаю людей, которые играют в игры и верят, что близки к зависимости», – сказал CNN Энтони Бин, классифицированный психолог и директор проекта The Telos (благотворительной психологической клиники в городе Форт-Уэрт, штат Техас). По мнению Бина, люди фактически используют игры для преодоления тревоги и депрессии. Он называет игровую зависимость лишь симптомом в борьбе с основным диагнозом. «Как только покончено с тревогой и депрессией, игры занимают в жизни людей значительно меньше времени», – делает вывод ученый.
Однако все специалисты сходятся во мнении, что сегодня необходимо изучать этот вопрос более пристально. Чтобы помочь пациенту разобраться в проблеме, сделать выводы о его личности и характере, врачам и членам семьи придется также изучать специфику игр, которым человек уделяет больше всего времени.
Кроме определения статуса игровой зависимости, ВОЗ внесла и другие кардинальные изменения в МКБ. Из классификации психологических расстройств была убрана трансгендерность. «Между тем гендерное несоответствие было перенесено из раздела психических расстройств в раздел сексуального здровья», – говорится в докладе. Джеффри Рид, психолог, координирующий разделы психического здоровья и поведения в МКБ, добавил, что благодаря этим изменениям транcгендеры теперь смогут получить более адекватную медицинскую помощь.
Подготовил Эдгар ЧЕХОВИЧ