Воздушный слуга. Инструкция по коммерческому использованию дронов
Говоря о дронах, люди чаще всего вспоминают красивые фотографии или видео из отпуска, снятые с высоты птичьего полета. Но о беспилотных летательных аппаратах пора думать масштабнее. Например, ваш квадрокоптер будет оценивать и анализировать состояние сотен гектаров сельскохозяйственных культур, при необходимости поливать поля, выявлять недостатки строительных объектов и самостоятельно чинить труднодоступные для человека поломки. Сегодня это уже реальные случаи использования беспилотников.
На протяжении многих десятилетий дроны применялись лишь в военных целях. Это немудрено: ведь там, где невозможно избежать риска для жизни человека, использование устройств дистанционного управления само собой напрашивается. Хорошо это или плохо – остается вопросом без ответа: с одной стороны, на кону не стоит жизнь и здоровье солдата, но с другой – пропадает человеческий фактор при принятии решений в «горячей» боевой ситуации. А из-за этого могут пострадать невинные гражданские лица.
Тем не менее беспилотники продолжали эволюционировать – развиваться технически и сегодня прочно вошли в нашу жизнь: растет финансовая доступность этого удовольствия, дистанционное управление техникой понятно даже ребенку. Но к чему может привести популяризация дронов и в каких сферах они могут найти функциональное применение?
Для начала следует уточнить, что во многих странах мира массовое использование квадрокоптеров в коммерческих целях еще запрещено. И как только эти запреты потеряют свою силу, первым запустит свои устройства в небо скорее всего компания «Amazon». Ее исполнительный директор Джеф Безос уже неоднократно объявлял о готовности дать старт проекту «Prime Air», предназначенному для безопасной и весьма оперативной доставки посылок с помощью беспилотников. По убеждениям разработчиков, Prime Air для этого понадобится максимум 30 минут.
Пока проект находится в тестовом режиме, Amazon вовсю рекламирует будущее, в котором обычные европейские семьи получают посылки, доставленные на задний двор их домов. А известный британский журналист Джереми Кларксон в одном из промороликов рассказывает о технических возможностях дронов компании так, словно это очередной выпуск легендарного шоу «Top Gear», ведущим которого он когда-то являлся.
В то же время одна из крупнейших в мире сеть пиццерий «Domino’s» борется с Управлением гражданской авиации Новой Зеландии за право разбрасывать пиццы с помощью беспилотников по всей стране. Калифорнийский стартап «Zipline» доставляет редкие медикаменты в сельские районы африканской Руанды со скоростью, которой может позавидовать даже Amazon.
Подобные тесты с доставкой с различной степенью успешности уже проводили американская служба доставки UPS и даже оператор российской государственной почтовой сети «Почта России». Опыт последнего, безусловно, вызывает больше смеха, но не признать стремление следовать мировой тенденции никак нельзя.
Дроны могут попасть в недоступные или небезопасные районы, чтобы оценить ситуацию или сбросить необходимые материалы. Так они помогли отремонтировать линии электропередачи в Пуэрто-Рико после разрушений, нанесенных ураганом «Мария». В американском округе Явапай преимущества использования беспилотных летательных аппаратов ощутили при инспекциях солнечных батарей. Почти всюду, куда люди не могут попасть или попросту не хотят, беспилотник может оказаться моментально и сделать свою работу.
В нашей стране тоже есть примеры коммерческого использования квадрокоптеров. Белорусский стартап «OneSoil» экономит сотни тысяч долларов аграриев: онлайн-сервис для мониторинга состояния посевных площадей увеличивает урожайность и экономит ресурсы, используя искусственный интеллект и собственный «авиапарк» беспилотников.
Любопытно, что ученые и инженеры уже изучают поведение птиц и насекомых в стаях и рассматривают возможность запуска летательных аппаратов в роях из десятков или даже сотен устройств. Так они могли бы перемещать больше грузов или разделить между собой работы по инспекции.
В этом году легендарный журнал «Time» создал с помощью 958 дронов живую обложку под небесными сводами. Для крупнейшего на территории США воздушного представления понадобилась помощь самой передовой команды диспетчеров: профессионалы компании «Intel» работали над световыми шоу с помощью беспилотников при поддержке систем аэрофотосъемки «Astraeus» и агентства «L.A. Drones». Они же создали в небе изображение американского флага во время выступления Леди Гаги на финальной игре чемпионата по американскому футболу.
Использование множества дронов одновременно может приносить людям не только развлечение, но и пользу. Так, в штате Техас после урагана «Харви» сотни беспилотников неутомимо вылетали для оценки причиненного стихией ущерба, чтобы страховые компании могли вовремя оплатить полисы пострадавшим – реабилитация потерпевшего района была ускорена на 800%! Стоит отметить, что в том случае Управление гражданской авиации США все же сделало исключение, выдав разрешение на подобную операцию.
Все перечисленное – лишь малая доля того, на что уже способны беспилотные летательные аппараты. Мировые транспортные фирмы начали разрабатывать модели беспилотников размером с вертолет, которые смогут подбирать людей как летающие такси. К сожалению, эта новинка вряд ли будет доступна в обозримом будущем. А вот чемпионат мира по воздушным гонкам дронов – уже реальность. Спортивный канал ESPN ведет такие трансляции, где каждый может ощутить себя пилотом устройства.
Стоит также отметить, что с увеличением числа летательных аппаратов растет и количество «антидронов». Уже сегодня можно купить беспилотник, который отловит чужие; выстреливающие сетью патроны; специальные джеммеры, создающие радиочастотные помехи и вызывающие отключение аппарата. Дискуссии о том, являются ли квадрокоптеры нарушителями личного пространства других людей, приводят к «гонке вооружений»: производятся более совершенные дроны, которые летают выше и быстрее, а их противники создают улучшенные средства для их блокировки.
Причин для беспокойства на самом деле хватает. По мере того как развиваются технологии, растут и возможности беспилотников: они уже могут распознавать лица в толпе, подключать дополненную реальность, чтобы видеть в темноте или в инфракрасном спектре. Поэтому регулирование их деятельности, несомненно, имеет большое значение.
Подготовил Эдгар ЧЕХОВИЧ