Закрытие польско-белорусской границы в Бобровниках ударило по польским транспортным компаниям
Пограничный переход в польских Бобровниках закрыт до дальнейшего уведомления в связи с «важным интересом государственной безопасности».
По данным Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Польши (ZMPD), их автомобили составляют около 70% грузовиков, проезжающих через этот переход в последние месяцы, сообщает польская газета Rzeczpospolita.
Несмотря на санкции, Польша по-прежнему торгует с Беларусью, но решение главы МВД и администрации Януша Каминского закрыть польско-белорусскую границу в Бобровниках ударило по польским транспортным компаниям.
– Мы были удивлены. С дня на день принимаются разные решения, – сказал директор транспортного отдела ZMPD Петр Микель. – В письме премьер-министру Матеушу Моравецкому президент ZMPD Ян Бучек предупредил, что несколько сотен польских автомобилей не смогут вернуться в страну, потому что перевозчики в Беларуси должны вернуться через тот же проезд, через который они въехали.
Однако решение МВД и администрации может не иметь большого значения для торговли Польши с ее соседом. Польско-белорусский торговый обмен не сокращается до такой степени, как можно было бы предположить из заявлений политиков, комментирующих ранее объявленные санкции. По данным Польского экономического института (PIE), несмотря на напряженные отношения между двумя странами, за первые 11 месяцев 2022 года товарооборот с Беларусью составил 12 млрд злотых (более 2 млрд. 500 млн евро).
– По сравнению с 2021 годом польский импорт в прошлом году сократился на четверть, но экспорт практически не изменился, – сказал аналитик отдела глобальной экономики PIE Ян Маркевич.
Торговля с Беларусью сокращается не так сильно, как можно было бы предположить из-за введенных в отношении Минска ограничений.
По словам главного экономиста и директора Управления экономической политики Польской торговой палаты Петра Сорочиньского, хотя в январе 2022 года экспорт в Беларусь претерпел сильные изменения, в феврале произошел небольшой рост. В марте и апреле снова было снижение, но незначительное.
– С мая у нас увеличился экспорт. В летние месяцы он достиг размера, типичного для трех предыдущих лет, а осенью он был определенно больше, чем раньше, – сообщил Сорочинский.
По его оценке, стоимость польского экспорта в Беларусь за весь 2022 год приблизится к 1,72 млрд евро.
Польша продает Беларуси довольно много товаров. Если в статистической товарной группе, включающей автомобили, самолеты и корабли, стоимость поставок, отправленных в Беларусь в 2021 году, составила почти 230,3 млн евро, то за 11 месяцев прошлого года она достигла 294,2 млн евро. Что касается продукции химической промышленности, то, согласно данным Центрального статистического управления, она составила 182,5 млн евро в 2021-м и 251 млн евро в 2022 году.
Ключевую долю в экспорте составляли автомобили и сельскохозяйственная техника (19%), а также химическая продукция (16%), электрические машины и оборудование (15%). С другой стороны, в импорте из Беларуси преобладали древесина, изделия из дерева и уголь (19%), за ними следовали продукты химической промышленности (15%), а также масла (12%) и металлы (11%).
Сергей КИРИК
Фото из открытых интернет-источников