Наверх

Александр Вавилов о многолетнем опыте режиссерской работы

17 марта 2017

Фестивали «Славянский базар в Витебске», «Золотой шлягер», «Дожинки», «Песни мира» (в Молдове), мюзиклы «Дубровский» и «Казанова», множество концертов и церемоний и, конечно же, проект «Сем таямніц Беларусі», который уже четвертый месяц с успехом идет в Республиканском Дворце культуры профсоюзов, – все это связано с именем Александра Вавилова.

С именитым режиссером-постановщиком корреспондент «БелЧасу» встретилась в Белорусском государственном университете культуры и искусств, где тот заведует кафедрой режиссуры эстрады.

– Александр Дмитриевич, изменились ли как-то «Сем таямніц Беларусі» с момента премьерного показа? Может, добавились новые «таямніцы»?

– Все время что-то уточняется, дополняется или сокращается. Кардинальные изменения будут вноситься только сейчас – это долгий процесс, ведь нужно не просто сесть и переписать страничку. Это большая коллективная работа. Сейчас мы создаем образ традиционной белорусской семьи, рода, в котором по наследству передаются не только песни и традиции, но и вся страна. Это старик, его жена (в простонародье – «баба»), сын, невестка, внуки и правнуки. Придумываем костюмы для героев в единой стилистике. Как эти образы вплетутся в канву спектакля, сказать пока трудно. Но это точно не будет отдельной сценой, а красной нитью пройдет через всю постановку. Изначально мы выделили семь «таямніц». Конечно же, их намного больше. Если говорить только об известных выходцах из Беларуси, то получится длинный рассказ. Так, есть сведения, что даже Христофор Колумб имеет белорусские корни, но как всю эту историю вложить в короткий спектакль? Идея проекта не в том, чтобы полностью рассказать об истории и культуре Беларуси, а в том, чтобы зацепить внимание зрителя, заинтересовать его настолько, чтобы он сам начал искать сведения.

– В проекте участвуют порядка 200 человек, и все они – студенты университета культуры и искусств. Скажите, как отбирали ребят для участия?

– Это в основном студенты 1–2-го курсов, коллективы нашего университета. При отборе участников внимание обращали на всевозможные умения молодых людей. Ведь проект совершенно новый для белорусской сцены, аналогов ему в стране нет. В нем не только поют (музыка и песни, кстати, создавались специально для «Сямі таямніц Беларусі»), но и танцуют, играют на сцене и даже фехтуют на шпагах. Мы приучаем ребят к тому, чтобы они учились выступать не в аудиториях, а на публике. Люди должны знать, что при университете действуют такие удивительные вокальные коллективы, как «Беларуская песня», необычный ансамбль «Грамніцы», и другие. После первого показа мы получили противоречивые отзывы. Но если зал встает на финале (а зрители встают), значит, это не просто так. Значит, есть некий единый душевный порыв.

– В каждом из своих крупных проектов вы задействовали студентов университета. А есть ли артисты, которые сделали карьеру благодаря вам?

– Тут важно понимать, что наш вуз готовит не столько артистов, сколько работников сферы культуры. Мы не ставим задачу заполонить своими выпускниками театральные подмостки – этим занимается Академия искусств. Но мы решили рискнуть и сделать «Дубровского», «Казанову», «Сем таямніц…» и доказали, что так называемый «кулек» может выдать большой букет талантов. Наши выпускники работают в Национальном академическом народном хоре им. Г.Цитовича, Государственном ансамбле танца Беларуси, заслуженном хорео­графическом ансамбле «Хорошки», заслуженном ансамбле белорусской песни «Церніца» и во многих других известных коллективах. Что касается карьеры, то, к примеру, наш выпускник Андрей Асимович, сыгравший в «Дубровском» дворянина Троекурова, теперь работает в Белорусском государственном академическом музыкальном театре.

– А как возникла идея поставить мюзикл «Дубровский», который идет уже третий театральный сезон?

– Идея такого необычного учебного проекта принадлежала за­служенной артистке Беларуси Ирине Дорофеевой, которая в то время заведовала кафедрой искусства эстрады в университете. При кафедре существует молодежный эстрадно-симфониче­ский оркестр с очень яркими исполнителями. Благодаря давнему знакомству Ирины с композитором, заслуженным деятелем искусств России Кимом Брейтбургом и его супругой Валерией (известный преподаватель по вокалу, выступила музыкальным руководителем мюзикла. – Прим. авт.) у ребят появилась возможность сыграть в театре. Нам удалось доказать, что профессиональный спектакль можно сделать силами студентов. Когда идет «Дубровский», ни у кого из зрителей не возникает сомнений в профессионализме артистов, только под занавес они искренне удивляются, узнав возраст актеров. Между прочим, нашу идею поддержал ректор университета культуры и искусств, профессор Юрий Бондарь. Он изначально был уверен, что у нас все получится.

Жаль было не использовать все возможности собранной труппы, так и родился второй российско-белорусский проект – мюзикл «Казанова». Музыка принадлежит Киму Брейтбургу, автор либретто – Евгений Муравьев, постановку осуществили режиссер-постановщик, заслуженный деятель искусств России Николай Андросов и Валерия Брейтбург. Мы в данном случае выступили в роли учеников масштабного мастер-класса.

– Сколько вы работали над «Казановой»?

– Весной прошлого года Брейтбурги устроили кастинг в нашем университете и подобрали исполнителей по типажам. Всего требовалось около 80 человек (для двух составов). Был небольшой недобор, и мы ждали притока новых студентов. Работали всю осень. В ноябре приехала российская команда, и мы вместе приводили спектакль в нужную форму. В том, чего мы достигли, большая заслуга прежде всего российских коллег, ведь раньше ничего подобного в Беларуси не было. Мюзиклы у нас есть, но многие из них, на мой взгляд, далеки от канонов этого жанра. Кроме того, у нас нет авторов, которые бы писали музыку и песни для конкретного произведения. Часто берут песни, написанные в разное время, и «адаптируют» их под некий сюжет. Поэтому, когда первый раз выходили на сцену с «Дубров­ским», мы понимали, что становимся свидетелями рождения чего-то нового, необычного.

– У вас многолетний опыт успешной режиссерской работы, хотя в 1970-х вы начинали как актер. Как считаете, белорусский зритель за эти годы изменился?

– Изменился и, к сожалению, не в лучшую сторону. Сегодня мало настоящих театралов, но в этом, я считаю, виноват и сам нынешний театр. Эстрада и «попса» заполонили всё и вся, они «диктуют» наполнение театральной афиши, в большой степени определяют уровень культуры. Потому в театр все чаще ходит случайный зритель. А жаль…

Диана ФИЛИМОНОВА

Фото Юрия Иванова

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
18 апреля 2024 17 апреля 2024 16 апреля 2024
Все новости