«Ангелы» будут помогать искать пропавших людей в Витебске
Объединились неравнодушные витебчане, готовые жертвовать своим временем ради поиска пропавших людей, за месяц до этой встречи. Поводом стала пропажа пенсионерки Ольги Лазаренко, которая ушла из дома 4 января и не вернулась. Тогда на поиски женщины, страдающей болезнью Альцгеймера, вышло порядка 30 человек. Среди них оказался и Максим Лукшин. Для молодого человека это был первый подобный опыт. И тем не менее, спустя месяц, он не побоялся взять на себя роль координатора витебского «Ангела».
– Волонтерами становятся потому, что людям небезразлично чужое горе, – рассуждает Максим. – Ольгу Лазаренко вместе с нами искала девушка, которая состоит в отряде «Ангел» города Барановичей. Она и высказала мысль, что пора создать нечто подобное и у нас. Чем больше таких групп по всей Беларуси, тем легче работать с обращениями. А их по стране очень много. Наверное, я согласился быть координатором, потому что чувствую в себе силы идти до конца, – подытожил молодой человек.
Последнее качество – особенно ценно. О выгорании говорил на встрече создатель «Ангела» Сергей Ковган: участие в «Ангеле» – даже не волонтерство. Это постоянное жертвование временем, спокойствием, комфортом. На это способны оказывается, увы, не все.
Сегодня в Витебске работать в таком режиме согласны 13 человек. Почти вдвое меньше, чем откликнулось на призыв о помощи найти Ольгу Ивановну. Но Максим Лукшин уверен: несколько успешных проектов привлекут в отряд волонтеров. Пока же у витебского «Ангела» ориентировок нет. Дело Ольги Лазаренко передано в Следственный комитет, работа поисковиков приостановлена, витебский «Ангел» переведен в режим ожидания.
Но это не значит, что в отряде бездействие. Первоочередная задача, которую намерен решить координатор, – наладить сотрудничество с органами внутренних дел. Сегодня любой человек может обратиться в «Ангел» по единому номеру 7733. Но тесный контакт с милицией позволил бы значительно ускорить процесс начала поиска. Если бы заявитель, подавая в правоохранительные органы заявление о пропаже человека, по совету милиционера сразу набирал номер «Ангела» или заполнял анкету на сайте, поисковики получали бы ориентировку мгновенно. Пока же она может дойти до волонтеров и через неделю, когда время упущено.
Еще одна задача витебчан – пройти обучение. Поисковикам нужны базовые навыки. Многие из них можно получить и своими силами. Даже в только что созданной команде есть свои специалисты. Опытный турист Дмитрий Есипов уже запланировал для витебского «Ангела» занятия по картографии и ориентированию на местности. Врач Ирина Третьякова готова поделиться навыками оказания первой помощи. А в мае ребята всем составом планируют поехать на республиканское обучение, там собираются представители всех поисково-спасательных отрядов Беларуси.
Пока витебский «Ангел» готов искать пропавших только в черте города. Выезд в район и область невозможен по ряду причин. Для лесного поиска, например, нужны не только навыки, но и серьезное оборудование.
– Пока у нас практически ничего нет, – говорит Максим Лукшин. – Наш арсенал – несколько световозвращающих жилетов. Есть волонтеры, которые готовы предоставить машину. Вот, пожалуй, и всё. Но мы работаем над пополнением своей базы, сейчас будем пробовать приобрести компасы, докупить жилеты. Очень нужны фонари. Проблема с оборудованием – пожалуй, основная причина того, что мы пока не можем выезжать за город.
И все-таки, считают волонтеры, создание команды в Витебске – это тот случай, когда начало – половина дела. Пока в отряде «Ангел» – самые сознательные и отчаянные. Но стоит начать работу, и горожане поймут: неоценима любая, даже самая незначительная помощь. Обзвонить больницы, распечатать и расклеить листовки, подвезти людей или вещи на личной машине. Мелочи? Но тот, кто их делает, уже может гордиться тем, что стал «Ангелом».
Виктория ДАШКЕВИЧ
Фото Дмитрия КАЗАКЕВИЧА и из открытых интернет-источников