В стране

Апрель был мертвым месяцем. Столичные торговые центры остались без покупателей

В ситуации пандемии белорусские предприниматели оказались перед дилеммой: закрыться и уйти с рынка, потеряв вложенные в развитие торгового объекта средства, или перетерпеть ради гарантированной прибыли в будущем. Корреспондент 1prof.by посетил несколько минских торговых центров, пообщался с продавцами и узнал об обстановке в розничной торговле.

«Galleria Minsk»

Торговый центр в самом центре столицы недавно являлся фаворитом по количеству посетителей: молодежь занимала фуд-корт и территорию у центрального входа, семьи с детьми одевали малышей и покупали им игрушки, модники выбирали подходящие вещи из новинок. Сегодня в ТЦ почти нет людей.

– Посетителей на фуд-корте меньше на 60%, – делится своими наблюдениями кассир, пожелавший остаться инкогнито. – В основном люди делают заказы онлайн. Посетители сегодня – курьеры служб доставок и работники ближайших офисов. В целях личной безопасности пользуемся перчатками, масками и антисептиком, а рекомендуемое расстояние в 1,5 метра обеспечивает стойка.

На «островках» тоже заметили: покупателей стало меньше. Однако, по мнению продавца электронных сигарет, на доходах это слабо отразилось.

– Люди теперь не слоняются по торговому центру, а делают целенаправленные покупки, – отмечает собеседник. – К тому же у нас есть возможность доставки. По моим наблюдениям, посетители в «Галерею» начинают забегать к вечеру, днем у нас малолюдно.

Продавец магазина брендовой одежды также прокомментировал ситуацию:

Поток стал гораздо меньше – примерно 30% от прошлого количества покупателей. Ходят преимущественно молодые пары либо подростки. Радует, что нас не сократили, оклад повысили.

Заметим, в ТЦ работают все арендуемые помещения. Некоторые открываются с 12:00 и предлагают скидки до 70%.

Немига, 3

Цокольный этаж торгового центра «Немига, 3» больше напоминает музей: посетителей – единицы, кругом витрины с живописными картинами, заморскими вкусняшками, товарами для рукоделия, книгами, спорт-питом и одеждой.

Стоит подняться выше – и кризис визуализируется: все больше закрытых, выставленных для аренды или ушедших в онлайн павильонов.

– Продаем оборудование, потому что работать в таких условиях нет смысла. Несмотря на уступки арендодателей, торговля в ближайшие 5 месяцев точно будет себе в убыток, – комментирует свое решение предприниматель Наталья, торгующая модной женской одеждой.

Приостанавливают деятельность не только арендаторы, но и собственники торговых объектов.

– Уходим на карантин. В связи с эпидемиологической обстановкой покупателей почти нет – люди не рискуют здоровьем ради вторичных потребностей, – рассказывает владелец павильона Али.

«Столица»

– Пандемия на потоке клиентов мало отразилась: ТЦ давно лишился определенного процента покупателей, когда появились новые конкурентоспособные торгово-развлекательные центры. Сейчас именно у нас посетителей стало меньше в 2 раза. Некоторые павильоны закрылись, перестали работать многие «островки», комментирует торговец мелкой электроникой.

Администрация торгового центра «Столица» ситуацию с арендой комментирует так: «Действовать будем в соответствии с распоряжениями правительства».

«Galileo»

Удачное месторасположение в непосредственной близости от авто и железнодорожного вокзалов, студенческих общежитий БГУ обеспечивало торговому центру толпы посетителей. После того как эпидемиологическая ситуация в стране стала ухудшаться, покупателей остались единицы.

– По моим ощущениям, трафик упал где-то на 60–70%, – говорит администратор Екатерина. – И это продолжается уже третью неделю. По-моему, мы даже на самоокупаемость не выходим.

На фуд-корте занято всего 2 столика: за одним – компания иностранцев, за вторым – курьер, ожидающий заказ на доставку. Медперсоналу перекусить предлагают со скидкой в 50%.

Скидки и акции предлагают по всему ТЦ. Казалось бы, самое время обновить гардероб, существенно при этом сэкономив. Но продаж нет, консультанты обсуждают сложившуюся ситуацию и надеются, что сокращений штата не будет.

– Продажи упали на 70–90%, еще месяц-два такой работы и съедет большинство предпринимателей, «островки» уже сворачиваются, – рассказывает администратор магазина одежды. – Руководство «Galileo» предоставило скидку на аренду помещения, но какой в этом смысл, если торговля замерла. Ждем, что введут карантин. Тогда мы хотя бы перестанем подвергать себя риску заболеть.

«Силуэт»

Здесь также закрыто около половины павильонов.

– Как торговля? – спрашиваем у продавца одежды.

– Клиентов практически нет, – грустно констатирует собеседник. – Поставщики подняли нам цены, мы, в свою очередь, держим их на прежнем уровне и уходим в минус. Если за месяц ситуация не стабилизируется, буду закрывать свой павильон. Сейчас очень неопределенное время, и лучше его переждать, не подвергая себя угрозе инфицирования.

Реальной проблемой для многих продавцов стали закрытые границы со странами-соседками. Особенно для тех, кто закупался в России.

– Люди просто не понимают, как важны такие мелкие торговые объекты. Где еще вы сможете купить очки «Гуччи» за 25 рублей? – шутит продавец аксессуаров. – Сезон уже в самом разгаре, а продажи нулевые…

***

РОО «Перспектива» провела среди предпринимателей розничной торговли блиц-опрос. На вопрос «Оцените, пожалуйста, потери прибыли и клиентов в сфере розничной торговли непродовольственной группы товаров на рынках, торговых центрах и магазинах за март-апрель 2020 года» было получено 1 089 ответов менее чем сутки.

Оценки потери прибыли и клиентов, в %:

 100 – ответило 23,4% опрошенных;

90 – ответило 40,3 % опрошенных;

80 – ответило 21% опрошенных;

70 – ответило 8% опрошенных;

60 – ответило 2,9% опрошенных;

50 – ответило 2,8% опрошенных;

40 – ответило 0,8% опрошенных;

30 – ответило 0,3% опрошенных;

10 – ответило 0, 4% опрошенных;

Потерь нет, зарабатываю в плюсе – ответило 0,1% опрошенных.

– Исходя из этих цифр, можно сделать вывод, что для почти 85% предпринимателей в ближайшее время наступит невозможность далее осуществлять свой бизнес и они будут разорены, – сообщает Анатолий Шумченко, руководитель РОО «Перспектива». – Начнутся хаотичные съезды с магазинов, расторжения договоров вследствие отсутствия прибыли и уплаты по обязательствам – заключенным договорам аренды и налогам. Таким образом, «Перспектива» прогнозирует в течение мая кризис неплатежей или так называемый «эффект домино», когда цепочка начнет разрываться снизу вверх.

По словам предпринимателей, торговли практически нет и все идет к разорению и уничтожению ИП как класса.

Артем БЕГОВСКИЙ

Фото Александра ПОБАТА