Белорусское кино: что мешает росту и развитию
Кинопрокатный бизнес в Беларуси активно растет и развивается.
Кинопрокатный бизнес в Беларуси активно растет и развивается. Люди стали с большим желанием посещать кинотеатры и поддерживать рублем прокатчиков. Однако у фильмов отечественного производства рост зрителей не наблюдается, да и кинотеатры неохотно ставят их в свою сетку, зная наперед, что прибыли не будет. По статистике, в белорусском прокате 99,5% всех фильмов – это импортная продукция.
Прокатчики пожимают плечами, отговариваясь тем, что и показывать особо нечего. Действительно, «Беларусьфильм» в лучшем случае выпускает 1 — 2 картины в год, а независимые компании даже если и снимают, то их продукт не доходит до массового белорусского зрителя. Вот и получается, что единичные отечественные фильмы есть, а узнаваемого и любимого зрителями белорусского кино – нет. Что с этим делать? И что мешает кинобизнесу развиваться в нашей стране?
Ответы на эти вопросы пытались найти за «круглым столом» члены киносообщества (режиссеры, сценаристы, продюсеры), а также представители белорусского бизнеса и средств массовой информации.
Отсутствие профессионалов, которые могут сделать качественный проект
Мировой кинематограф очень быстро растет, развивается и видоизменяется. Чтобы успеть за тенденциями и техническими новинками западного мира, надо непрерывно учиться и совершенствоваться в этой области. В нашей стране остро не хватает как творческих, так и технических профессионалов в области кино.
Мастера старшего поколения уходят, а те, кто остается, не хотят или не видят смысла переучиваться. Плачевно дела обстоят и с молодежью. Их попросту некому учить. В Академии искусств не хватает квалифицированных преподавателей. Обучают в основном теоретики, которые отстали от современных тенденций. А молодежи необходимы информация и профессиональный практический навык, которые будут соответствовать времени.
Выход из сложившейся ситуации эксперты видят в создании независимой школы кинематографистов.
«Школа просто необходима, но не та традиционная, к которой мы все привыкли. Обучение должно проходить в формате мастер-классов и обмена опытом. Только заинтересованность сторон и энтузиазм могут дать результат», – прокомментировал креативный продюсер «Feeling Films» Митрий Соркин.
«Кроме того, нужно создавать белорусскую национальную киносреду, то есть давать возможность молодым кинематографистам реализовывать идеи и профессиональные способности в своей стране, а не уезжать за ее пределы», – добавил Митрий.
Плохая работа маркетинга и отсутствие рекламной стратегии
В нашей стране отсутствуют грамотные маркетинговые и рекламные программы по продвижению фильмов. Даже когда появляются новые интересные работы, они не доходят до массового зрителя. Это говорит о проблемах PR в белорусской киноиндустрии.
«Чтобы раскрутить фильм, нужны деньги и люди, которые знают, как это сделать. Без рекламы о кинокартине никто не узнает и тем более не увидит. Например, в Литве новинки национального кино рекламируют на «каждом заборе». Листовки, билборды встречаются по всему городу. В супермаркетах идет видеореклама. На телевидении, в социальных сетях постоянно прокручивают трейлеры и обсуждают предстоящую кинокартину в тематических передачах. Именно поэтому люди знают и смотрят свои фильмы. По статистике 90% всех картин, произведенных в Литве окупаются. А в Беларуси кино не доходит до зрителя», – прокомментировал исполнительный директор компании «Интерфильм» Сергей Козырев.
Белорусский сценарист и режиссер Андрей Курейчик для популяризации национального кино предлагает создать цифровой телеканал «Белорусское кино».
«Государственные каналы и кинотеатры не хотят показывать независимые экспериментальные фильмы. Они не видят в этом коммерческой перспективы. А мы через специализированный канал сможем знакомить зрителей не только с художественными картинами, но и показывать короткометражки, анимацию и серьезную белорусскую документалистику. Кроме того, там можно будет собрать библиотеку всего белорусского кино. Правда, для этого надо получить разрешение Министерства культуры, но, думаю, с этим проблем не будет», – прокомментировал Курейчик.
Низкое государственное финансирование и отсутствие инвестиций из частного бизнеса
«Беларусьфильм» — единственная компания в стране, на базе которой можно снять фильм за счет госбюджета. Однако его работа в условиях нашего времени является неэффективной. Дело в том, что киноконцерн до сих пор опирается на практику советского кинопроизводства. А это утопия для современного белорусского кино.
«Та модель, которая была эффективна в Советском Союзе, абсолютно не работает в настоящее время. Тогда снимали интересные фильмы. Но они были рассчитаны на хозяйственную базу и экономику того времени. Большие студии создавали кинокартины по государственному плану, а деньги от проката шли не производителям, а государству, которое диктовало свои условия. В современных условиях по такому принципу работать нельзя. Время монопольного производства ушло. Сейчас другая эпоха, экономика свободного малого и среднего бизнеса. Оптимальное решение – реконструкция студии в кинофабрику, которая сама будет зарабатывать, производить кинопродукт и оказывать услуги. Деньги налогоплательщиков, которые сейчас обслуживают бесполезное производство, пойдут независимым студиям. И не просто так, а на конкурсной основе. Тогда у нас и арт-хаус появится, и жанровое кино, и новые имена. И для частного бизнеса отечественное кинопроизводство станет интересным», – прокомментировал киноаналитик, культуролог Сергей Жбанков.
В свою очередь, исполнительный директор «Интерфильма» Сергей Козырев поделился ближайшими планами своей киностудии и анонсировал скорый запуск съемок полнометражного национального фильма с участием белорусских кинематографистов.
Подводя итоги встречи, специалисты высказали уверенность в том, что общими усилиями в нашей стране возможно создать бренд «Белорусское кино». Главное в погоне за преобразованиями не забыть важное: кино – это в первую очередь искусство, а потом уже бизнес.
Виктория ЯКИМОВА