В стране

Безопасность полетов начинается на земле

Днем и ночью, в снег и в дождь служба по эксплуатации наземных сооружений обеспечивает безопасность самолетов на взлетно-посадочной полосе.
О том, каким образом это происходит, нам рассказала Елена Аленина – ведущий инженер по эксплуатации аэродромов Гомельского филиала государственного предприятия «Белаэронавигация», специалист с 40-летним стажем.

В авиацию Елена попала, поддавшись детским впечатлениям. Ее семья жила на Сахалине рядом с военным аэродромом, и девушка ежедневно наблюдала за самолетами. Мечтала о полетах. Когда узнала о приезде в Хабаровск выездной комиссии Киевского института авиации (сегодня – Национальный авиационный университет. – Прим. авт.), поехала туда и, успешно выдержав испытания, была зачислена на факультет по строительству аэродромов.

В Гомеле Аленина оказалась по распределению. Начинала мастером аэродромной службы, была также инженером, начальником отдела. Сейчас руководит службой по эксплуатации наземных сооружений.

Аэропорт «Гомель» является запасным круглосуточным аэродромом для Национального аэропорта «Минск». До 1991 года с него осуществлялось более 20 рейсов в сутки, сегодня – всего 2–3 в неделю.

– Главная задача работников аэродрома – обеспечение успешных взлетов и посадок самолетов, – рассказывает собеседница. – Еще мы контролируем состояние перронов и стоянок для воздушных судов. При спокойных погодных условиях необходимо каждые 3 часа осматривать рабочую площадь; следить за высотой травы – она должна быть не выше 15–20 см, чтобы не затенять огни светосистемы; контролировать чистоту взлетной полосы, четкость маркировки.

Светосигнальное оборудование подсвечивает летное поле в случае взлета и посадки воздушного судна

Насыщенность трудовых будней здесь напрямую зависит от погоды. Летом и весной актуально орнитологическое обеспечение полетов – птицы могут попасть в двигатель самолета. Работники предотвращают подобные ситуации, устраняя места скопления пернатых. Кроме того, на аэродроме есть биоакустическая установка, которая имитирует птичий крик тревоги и звуки выстрелов из ружья.

Длина летного поля – 2569 метров. Бетонное основание покрывают 4-5 слоев асфальта

– Зимой мы очищаем покрытие летного поля от снега. Существуют допустимые нормы, при которых возможна эксплуатация воздушных судов: 5 см сухого снега, 12 мм слякоти, 10 мм воды на полосе, – поясняет ведущий инженер.

В обязанности Елены Алениной входит и подготовка кадров. Она руководит стажировкой молодых специалистов – выпускников Белорусского государственного университета транспорта.

Ольга СИМОНОК

Фото автора