Будут ли завтра востребованы сегодняшние абитуриенты и как изменят правила приема в вузы
Еще в 2015 году эксперты Национальной академии наук Беларуси представили для рассмотрения в органы государственного управления комплекс мер по совершенствованию правил приема в вузы. Среди предложенных нововведений были и такие, которые частично реализовали в этом году. Так, максимальное количество сдаваемых тестов увеличили до 4-х, а срок действия сертификатов ЦТ продлили до 2-х лет.
Не раз в республике поднимали вопрос о девальвации высшего образования, когда специалистов с дипломами становится столько, что они перестают котироваться на рынке труда. Чтобы предотвратить данный процесс, вузы сокращают количество мест, поднимаются проходные баллы, однако таких мер недостаточно. В Министерстве образования сообщают, что только в 2017 году в учреждения высшего образования планируется принять более 27 тыс. студентов на бюджетные места и 26,3 тыс. – на платной основе. Для прохождения ЦТ в этом году зарегистрировались свыше 92, 2 тыс. абитуриентов. Школы в этом году закончило порядка 57 тыс. юношей и девушек.
«Сегодня 70% выпускников, получающих аттестаты зрелости, поступают в вузы как на дневную, так и вечернюю либо заочную формы обучения. Но всеобщее высшее образование – это не тот путь, по которому мы должны идти. Конкурс должен быть в любом случае. Конкуренция повышает мотивацию и, как следствие, качество подготовки специалистов», – считает директор Института экономики Национальной академии наук Беларуси Валерий Бельский.
К слову, в приемной комиссии Белгосуниверситета заявляли, что в 2016 году в целом по учебному заведению было отчислено более 1 тыс. студентов – притом, что ежегодно в БГУ принимают около 5,5 тыс. человек. Сложно сказать, стал ли причиной отчисления невысокий уровень знаний учащихся и много ли среди них было тех, кто смог «запрыгнуть в последний вагон» вступительной компании, имея в целом невысокие баллы по ЦТ. По мнению Валерия Бельского, в наших силах сделать все, чтобы случайных людей в учреждениях высшего образования страны не оказывалось.
Меньше мест, но больше возможностей
«Сокращение бюджетных и платных мест – только одна из первых необходимых мер. Мы можем усовершенствовать действующую систему тестирования и зачисления студентов. Причем многие меры стоит принять для удобства самих абитуриентов», – говорит Валерий Бельский.
По мнению директора Института экономики, стоит дать возможность поступающим сдавать ЦТ по всем предметам, по которым оно проводится. При этом тройка обязательных тестов должна проводится, как и сейчас, за счет бюджетных средств, а начиная с 4-го – уже платно. Такая мера позволит не ограничивать поступающих и даст возможность готовиться для тестирования по нескольким специальностям, даже не связанным между собой.
Кстати, возможностью сдавать сразу 4 ЦТ в этом году воспользовались 40% абитуриентов, значит такая необходимость есть.
Еще одно предложение ученых было связано с изменением сроков подачи документов в зависимости от рейтинга вуза. Сегодня в БГУИРе абитуриентов принимают по системе потокового поступления. Это метод пошагового отбора поступающих на специальности разного профиля. Если у абитуриента не хватает баллов для зачисления на топовую специальность, его могут зачислить на менее популярную.
«Получается такое эффективное просеивание, которое оставляет лучших из лучших на наиболее востребованных специальностях. При этом система не дает шанса абитуриентам с низкими баллами пройти на невостребованную специальность, если по итогам подачи заявок оказалось, что конкурса на нее нет, – объясняет Валерий Бельский. – Мы внесли предложение внедрить эту систему, которая доказала свою эффективность, в масштабах страны. Составить рейтинг по востребованности вузов, и в зависимости от престижа учреждения установить 2–3 потока проведения приемной кампании, которые бы шли друг за другом. Если абитуриент не смог выдержать конкурс в престижный университет – пусть попробует силы в вузе второго потока. Если и здесь не прошел, шансы на поступление все еще остаются».
Если не поступишь после школы, не поступишь никогда?
С 2017 года сертификаты о прохождении ЦТ действительны в течение 2-х лет. Однако, по мнению директора Института экономики, этого недостаточно.
«Со временем тесты не становятся сложнее. А значит вполне возможно, чтобы они были действительны 4–5 лет. В конце концов, мы же не отправляем абитуриента в школу, чтобы он подтвердил свои оценки в аттестате о среднем образовании, который также учитывается при поступлении», – убеждает Валерий Бельский.
По его мнению, нынешняя устоявшаяся практика склоняет выпускников поступать сразу после окончания школы, даже если они еще не определились с выбором профессии. Очевидно, что со временем школьная программа забывается и успешно сдать ЦТ становится непосильной задачей. Получается, если не поступишь сразу, шансов на поступление становится гораздо меньше.
«То, что действие сертификатов продлили до 2-х лет, безусловно, положительные изменения. Но это не решает проблем многих абитуриентов. Нововведение, например, никак не скажется на юношах, которые сразу после школы решили пойти в армию. Срок срочной службы составляет 1,5 года. Для их удобства сертификат должен действовать минимум 3 года», – считает Валерий Бельский.
Не стоит принимать случайных людей
Многими экспертами озвучивалось предложение учитывать при подсчете суммы баллов результат по профильному предмету с повышающим коэффициентом. Причем право определять уровень этого коэффициента стоит предоставить непосредственно вузам. Сегодня же мы имеем ситуацию, когда на техническую специальность порой проходят люди с высоким общим баллом, но низкой оценкой ЦТ по профильной дисциплине.
«Такая мера позволила бы поддержать абитуриентов, талантливых в точных науках, которым при этом не даются языки», – комментирует директор Института экономики.
Валерий Бельский рассказал о своеобразном эксперименте тестирования, который провели его коллеги. В одном из тестов испытуемые выбирали варианты ответа только с определенным номером.
«Практически во всех случаях удалось набрать балл, соответствующий минимальной границе. Но стоит ли давать дорогу абитуриентам, которые «наугадывали» тестирование по профильному предмету до нужного минимума? – задает риторический вопрос эксперт. – Я считаю, минимальные баллы должны сохраниться на том уровне, на котором они существуют сейчас. А система индексирования позволила бы выделить тех поступающих, которые отлично сдали предмет по профилю».
По мнению Валерия Бельского, еще один возможный вариант – установить минимальную границу для общей суммы трех баллов. Сейчас такая сумма составляет в основном 35 баллов из 300 возможных. Но это крайне мало.
Ожидается, что в 2017 году проходные баллы в вузах в среднем подрастут. Конкурс увеличится по тем специальностям, где проходной балл был в пределах 200–250. Для учреждений высшего образования такие перемены – только плюс. Там не заинтересованы в приеме случайных людей.
Диана ФИЛИМОНОВА