Как общество защиты потребителей помогает гражданам РБ добиться справедливости
Наверх

Чтобы коммунальные войны не длились годами. Как общество защиты потребителей помогает гражданам Беларуси добиться справедливости

03 марта 2025

Крыша потекла или соседи затопили. Такие ситуации знакомы многим жильцам многоэтажек. Порой, разбирательства со службами ЖКХ длятся годами. Как не попасть впросак, знают в ОО «Региональное общество защиты потребителей».

Квартиру минчанки П. залило в 2020-м году. Причиной стала течь ливневой канализации на техническом этаже, где проводились ремонтные работы. В этой связи сотрудниками жилищно-эксплуатационной службы столицы был составлен акт обследования, в котором отметили, что пострадали полы, стены, потолок, а также имущество женщины.

Cотрудники жилищной службы пришли к выводу, что придется переклеить обои и перекрасить потолки в одной из комнат и коридоре, кое-где сменить ламинат. В дефектном акте также было указано, что потребителю нанесен ущерб в размере порядка 900 рублей. С последним заключением женщина не могла согласиться, за такую малую сумму с последствиями затопления не справиться.

Выяснение отношений между сторонами растянулось на годы. Квартиру залило в 2020-м. Почти три года пострадавшая контактировала со службами ЖКХ, а в 2023-м обратилась в судебно-экспертную коллегию, чтобы установить стоимость ремонтно-восстановительных работ. Между сторонами был заключен договор оказания услуг по проведению специального исследования и составлению заключения экспертизы. В итоге была выставлена сумма в 5 тыс. 658 белорусских рублей, 270 из которых приходились на устранение дефектов, не отраженных в акте. К тому же, еще на 1 тыс. 454 рубля было причинено вреда домашнему хозяйству. Как оказалось, пострадали не только стены, полы, но и технические средства систем охраны, а также, к примеру, шуба женщины. Таким образом, стоимость ущерба возросла еще более чем на тысячу рублей.

В итоге в жилищную службу была направлена претензия с требованиями о возмещении убытков и компенсации морального вреда. Исполнитель, получив претензию, отказал в удовлетворении требований.

П., намереваясь добиться справедливости, обратилась в ОО «Региональное общество защиты потребителей», где попросила помочь составить исковое заявление в суд о защите своих прав.

Итогом явилось заключение добровольного соглашения об урегулировании спора, правда, случилось это после второго судебного заседания. Женщине было выплачено 8 тыс. 263 белорусских рубля (сумма причиненного ущерба в результате залития), 470 рублей в качестве неустойки за нарушение сроков удовлетворения требований, 1 тыс. 144 белорусских рублей в счет возмещения расходов на проведение специального исследования и расходов общественного объединения в размере 1 тыс. 795 белорусских рублей. А также по 150 рублей морального вреда в пользу женщины и еще одного человека, прописанного в залитой квартире.

Вторая история не менее показательна. Квартиру К. осенью 2019 года затопило из-за дефектов кровли: пострадали потолок, обои на стенах и другое имущество.

Осенью 2022 года ситуация с возмещением ущерба осложнилась тем, что обслуживающая дом организация прекратила свою деятельность по причине банкротства.

К весне 2024 года споры с организацией всё еще продолжались. Не желая сдаваться, потребитель обратилась в другое ЖЭУ одного из районов г. Минска с заявлением о рассмотрении вопроса о безвозмездном устранении недостатков некачественно оказанной жилищно-коммунальной услуги. Представители организации провели комиссионный осмотр квартиры, дефекты, указанные в актах от 28.11.2019 и 28.03.2024 годов, подтвердились. И вскоре потребителю пришел ответ, в котором факт залития признавался, но было отказано в удовлетворении требования о безвозмездном устранении недостатков по причине истечения сроков исковой давности.

Неизвестно, сколько бы еще стороны вели переписку, если бы женщина не обратилась в ОО «Региональное общество защиты потребителей», попросив посодействовать в подготовке обращения в суд с иском о защите своих прав.

Прошло 5 заседаний суда Центрального района г. Минска. Дело было осложнено тем, что не сразу получилось установить виновную организацию.  Но в итоге таковую все нашли. Разбирательство завершилось мировым соглашением, согласно которому в пользу истца взыскана компенсация понесенного морального вреда в размере 500 белорусских рублей.

Как же поступать, чтобы коммунальные споры не тянулись годами? Приводим рекомендации юрисконсульта общественного объединения «Региональное общество защиты потребителей» Глеба КОЛЕСНИКОВА:

  • Обязательно направляйте письменные претензии в адрес ЖКХ и ЖЭУ. В них необходимо заявить конкретное требование: возместить убытки либо устранить недостатки, а также выплатить компенсацию понесенного морального вреда. Также можно оставить заявку на сайте 115.бел.
  • Если вас залили, необходимо обязательно составить акт обследования и дефектный акт. В них важно отразить все имущество, которое было повреждено, так как на основании этих документов в последующем будут возмещаться убытки.
  • Если вы хотите взыскать компенсацию понесенного морального вреда, обращайтесь в общественное объединение, которое поможет сделать это в судебном порядке.
  • На основании акта обследования и дефектного акта составляется локальная смета. Если ЖКХ и ЖЭУ отказывают в ее составлении, необходимо обращаться в экспертное учреждение, которое сможет оценить размер причиненного ущерба.

Подготовила Галина СТРОЦКАЯ

Фото автора и из открытых интернет-источников

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
15 мая 2025 14 мая 2025 13 мая 2025 12 мая 2025
Все новости