Ценят ли белорусы высшее образование и работают ли по специальности? Ответы узнаем по итогам исследования
В канун Международного дня студента, который отмечается 17 ноября, специалисты исследовательского центра rabota.by провели опрос и узнали, какому уровню образования отдают предпочтение белорусы, как выбирают будущую специальность и работают ли по полученной профессии.
Участниками исследования сервиса rabota.by стали 1820 пользователей этой платформы. Оказалось, что почти 67% респондентов уже имеют диплом о высшем образовании, еще 9,2% являются студентами вузов, в будущем планируют поступать в университет 5,7%.
Чуть более 12% получили среднее специальное образование (ССО) и решили на этом завершить обучение, а вот еще около 5% соискателей даже не стремятся покорять вуз.
При этом, как организаторы опроса отмечают, что лишь порядка 20% специалистов работают по специальности, полученной в вузе или учреждении ССО, еще около 16% отдали предпочтение смежной профессии. Почти третья часть соискателей с дипломом не работает по специальности.
На вопрос: «Почему вы решили не получать высшее образование?» более 28% опрошенных ответили, что, по их мнению, диплом вуза не может гарантировать трудоустройство. Почти 23% сказали, что отказались от поступления в университет из-за финансовых трудностей, которые не позволили оплатить их образование. Около 17% респондентов убеждены, что учеба в вузе – это пустая трата времени, ведь всему можно научится прямо на рабочем месте. Еще 7,6% отметили, что не смогли поступить в университет и бросили попытки стать студентом вуза. Лишь 2,2% указали, что в местности, где они живут, нет вузов, а к переезду респонденты были не готовы.
Исследование показало, что более 60% респондентов, сменивших профессию после вуза, в начале все же пытались работать по полученной специальности. Самой распространенной причиной, по которой люди уходили в другую сферу, соискатели назвали:
- низкая оплата труда – 59,7%;
- неочевидные перспективы карьерного роста – 37,4%;
- плохие условия труда – 28,3%;
- осознали, что специальность им не подходит – 26,7%.
- ненормированный график – почти 12%.
У респондентов также спросили: «От чего вы отталкивались при выборе места для поступления?» На мотивации студентов отразились разные факторы. Ответы показали, что абитуриенты:
- руководствуются своими пожеланиями и интересами – практически 60%;
- обращают внимание на наличие факультета по выбранной специальности – 26,9%;
- оценивают шансы поступить на бюджет – 25,3%;
- учитывали мнение родителей и других родственников – 21%;
- выбирали престижный вуз – почти 21%;
- решающим стало наличие интересных предметов в учебной программе – 16,1%;
- обращали внимание на стоимость обучения – 13,8%.
Вместе с тем, как говорят итоги исследования, 6 из 10 специалистов удовлетворены полученным/получаемым образованием. Однако молодежь намерена не останавливаться на достигнутом уровне образования и продолжать личностный и карьерный рост. Более 80% респондентов заявили, что строят планы по повышению своих компетенций, рассматривают варианты дополнительного образования в виде учебы на онлайн-курах, прохождения тренингов и т.д.
Анжела ЛЮДЫНО
Фото Александра ПОБАТА