test gtag

Дары леса находят – дорогу домой нет. Каково это – провести ночь на болоте?

С началом ягодно-грибного сезона и до самой поздней осени в лесах и на болотах Брестчины теряются люди.

По информации УВД Брестского облисполкома, и этот год не стал исключением. В дежурные части отделов милиции и ЧС уже поступило более 20 вызовов. Один из последних случаев произошел на Пружанщине. Две женщины поехали на болото за клюквой. Ягоды нашли – дорогу домой потеряли. Корреспондент портала встретилась с «потеряшками» и расспросила, каково это – провести ночь на болоте?

Подруги Галина и Ирина уже на заслуженном отдыхе, одной еще нет 60 лет, другой – немного больше. Обе – заядлые сборщицы ягод. Как только начинается сезон, много времени проводят в лесу. Вот и в то утро, а дело было 8 октября, женщины собрались за клюквой на болото Дикое, что в районе деревни Клепачи. Знакомый отвез их туда на машине.

– Обычно, я неплохо ориентируюсь в лесу, – уверяет Галина. – Но в тот день первой шла Ирина, мы разговаривали, и я не обращала внимания, куда идем, что нас окружает. Потом увлеклись сбором ягод. Около 16 часов решили, что пора собираться домой.

Вот тут-то женщины и растерялись – куда идти? Благо, у Галины был мобильный телефон, и она набрала номер водителя. Тот сказал, что стоит там, где условились встретиться. Но где это место? Идти налево? Или направо? А может, вернуться обратно? Водитель сказал двигаться на восток. Какое-то время шли в указанном направлении, но дороги не было видно, и они свернули. Так проходили до 19 часов…

– В 20.00 на телефон дежурной части Пружанского райотдела по ЧС поступило сообщение, что в районе урочища Дикое заблудились две женщины, – рассказывает первый заместитель начальника отдела Андрей Письман. – Мы вместе с группой из РОВД, лесниками, егерями и медиками, всего порядка 20 человек, выдвинулись на поиск пропавших.

Ситуацию облегчал то факт, что у женщин был мобильный телефон, и можно было координировать их действия. Так, им было предложено идти на звук сирен машин спасателей. Увы, они его не слышали. Тогда запустили дрон, имеющийся у лесников. Потерявшимся объяснили: смотрите вверх, увидите светящийся предмет – идите в его сторону. Женщины в самом деле увидели свечение и пошли на ориентир, но это был не дрон, а какие-то другие огни, которые вскоре исчезли. Время неумолимо подвигалось к полуночи, а результата не было. Более того, в какой-то момент спасатели потеряли связь с Галиной и Ириной. Женщины явно ушли из зоны уверенного приема мобильной связи, что не удивительно. Болото Дикое Пружанского района известно, как одно из самых крупных и самых древних не только в Беларуси, но и в Европе.

– Пока была радиолокация, мы вели их в нужную сторону, а когда связь пропала, стали руководствоваться логикой: не могут же они пойти в сторону топи, тем более, ночь на дворе. Лесники ориентировали, где растут хорошие ягоды, где находятся еще не собранные поляны, – вспоминает подробности поиска Андрей Письман.

Женщины в это же время руководствовались своими правилами – надо идти на доносящиеся звуки, и, пока хоть что-то слышали, двигались. Когда уставали, садились отдыхать. Но долго не сидели, во-первых, холодно, во-вторых, их ищут, значит, надо стараться выбраться. На вопрос, было ли страшно, Галина отвечает, что нет.

– Хоть невидимая, да была между нами связь, – отмечает женщина. – И она вселяла уверенность, что все будет хорошо. Мы подкреплялись ягодами и шли дальше.

Старший уполномоченный Пружанского РОВД Сергей Барановский также участвовал в поисковой операции. Он подчеркивает, что шум техники обычно слышен за 3–4 км, лай собак – за 2–3, движущийся поезд – примерно за 10 км. В данном случае женщинам подавали сигналы автомобили ЧС, но ситуация осложнялась тем, что периодически шел дождь, дул сильный ветер, пропадала связь. Однако к утру сигнал сотовой связи возобновился, женщинам передали, в каком направлении двигаться. И в 7.30 спасатели увидели на опушке леса два силуэта. Это были Галина и Ирина. За ними пришлось плыть на лодке, там как женщины оказались на другом берегу реки Ясельда.

– Знаете, что меня удивило больше всего – обе «потеряшки» сказали, что уже завтра снова готовы отправиться в лес, дескать, нет у них страха ни перед лесом, ни перед болотом, – недоумевал Сергей Олегович, которому по роду работы часто приходится иметь дело с теми, кто теряется. – Жаль, что люди не делают выводов из случившегося. И ведь в основном это пожилые люди. В лес идут за ягодами-грибами, чтобы потом их продать. Неужели желание заработать сильней страха за собственные жизнь и здоровье?

Галина СТРОЦКАЯ

Фото из открытых интернет-источников