День логопеда отмечают 14 ноября. Востребована ли эта профессия в Беларуси?
Ежегодно в конце осени свой профессиональный праздник отмечают специалисты, которые корректируют дефекты речи у детей и взрослых. Международный день логопеда 14 ноября празднуют в Беларуси и других странах. Рассказываем, что это за профессия, где учат логопедов и сколько они зарабатывают.
Как специальность логопедия зародилась еще в XIX
С речевыми проблемами сталкиваются и дети, и взрослые. Малыши – по причине особенностей развития еще формирующегося речевого аппарата, старшее поколение – в следствие речевых патологий от полученных травм. И тогда на помощь людям с трудностями речи приходят специалисты, которые ее корректируют – логопеды, дефектологи.
Кстати, как отдельная ветвь науки логопедия появилась во второй половине XIX. При этом впервые вопросы коррекции нарушений речи были описаны еще в XVII веке в работах по сурдопедагогике, поскольку в то время еще не различали глухонемоту от слухонемоты и других дефектов речи у слышащих людей. Но с развитием науки логопедия постепенно наполнялась и педагогическим содержанием.
В мире существует профессиональное сообщество логопедов –Комитет речевых и языковых терапевтов или CPLOL (Comité Permanent de Liaison des Orthophonistes). Оно объединяет специалистов из десятка стран. По инициативе Комитета в 2004 году и было принято решение ежегодно 14 ноября отмечать в Европе День речевых терапевтов. В русскоговорящих странах его название видоизменили до более привычного нашему уху «День логопеда».
Плюсы и минусы профессии логопеда
Современный логопед весьма многогранный специалист: он обладает навыками психологии, дефектологии, физиологии и языкознания, работает как с детьми, так и со взрослыми. Его деятельность не ограничивается исправлением произношения отдельных звуков.
Специалисты в этой сфере работают с разнообразными речевыми нарушениями: корректируют письмо, исправляют темп и тембр речи, учат дышать и даже глотать, что особенно актуально для людей, переживших инсульт и утративших некоторые важные физиологические способности.
Помогая малышу преодолеть речевые проблемы, логопед заблаговременно пытается предотвратить развитие проблем с правописанием в более старшем возрасте. Именно с этим связана важная сторона работы специалиста: ранняя диагностика и выявление проблем логопедического характера с целью проведения своевременной коррекционной работы.
Чаще всего в школах и центра коррекционно-развивающего обучения логопеды работает с дошколятами и младшими школьниками, реже – с подростками.
В организациях здравоохранения трудятся учителя-логопеды, которые осуществляют профессиональную деятельность, направленную на восстановление речи у людей, чаще взрослых, после перенесенных заболеваний или травм, применяют современные методы, приемы диагностики и реабилитации.
Плюсы профессии:
- Социально-значимая деятельность;
- Можно приложить свои усилия и желание для помощи другим;
- Логопед-дефектолог – перспективная профессия, ведь хороший специалист никогда не останется без работы, а профессионала этой области не заменят ни роботы, ни программы;
- Постоянное развитие и повышение своего профессионального уровня;
- Возможность ведения практики частного вида;
- Сокращенный рабочий день, как правило, это касается учителей-логопедов в школе: по трудовому законодательству предусмотрено, что у этих работников системы образования норма преподавательской работы в неделю составляет 20 часов при предельной продолжительности рабочего времени 36 часов в неделю. Таким образом, они трудятся не более 4-5 часов в день.
- Логопедам положен удлиненный отпуск –56 дней в году, причем отдыхают эти специалисты преимущественно летом.
Минусы профессии
Их гораздо меньше, чем плюсов:
Логопед несет большие эмоциональные нагрузки, которые нелегко затем восполнить, особенно тяжело приходится, если работа связана с аутизмом, умственной отсталостью, тяжелыми нарушениями речи.
К сожалению, работа логопеда с пациентом не всегда успешна, и может не дать быстрый желаемый результат. Тут главное – не опускать руки и верить в успех.
Логопеду, работающему в медицинском или образовательном учреждении, приходится заполнять много документов. Иногда это отнимает почти столько же времени, сколько занятия с детьми и взрослыми.
Сколько зарабатывают логопеды?
Логопед довольно распространенная, но вместе с тем востребованная и уникальная профессия. Она относится к специалистам умственного и творческого труда. Хотя ежегодно вузы выпускают достаточное количество логопедов-дефектологов, но спрос на представителей этой профессии есть.
В республиканском банке вакансий нам удалось найти более сотни предложений о работе. Правда, далеко не все наниматели предлагают специалисту полную ставку, чаще это работа на 0,5 или 0,25 ставки.
Что касается заработка, но он не особо отличается в столице и регионах, как, впрочем, существенной разницы нет и между отраслями, где будет работать логопед, – образование или медицина.
Например, в детском саду № 541 г. Минска при работе на полную ставку логопеду обещают 750 рублей в месяц, в СШ №7 г. Новогрудка (Гродненская область) специалисту с такой же нагрузкой заплатят 820 рублей, в детском саду № 4 г. Бобруйска (Могилевская область) заявлена зарплата в размере 900 рублей.
Витебский областной детский клинический центр ищет логопеда-дефектолога на 0,5 ставки с оплатой труда 500 рублей. Специальный детский сад №18 для детей с тяжелыми нарушениями речи г. Витебска обещает платить 825 рублей такому специалисту при работе на полную ставку.
Гомельский областной детский центр медицинской реабилитации «Верасок» специалисту с такой же нагрузкой обещает зарплату 850 рублей, а в Бобруйской городской больнице скорой медицинской помощи имени В. О. Морзона, работая на ставку, логопед-дефектолог может рассчитывать лишь на 540 рублей в месяц.
Где учат логопедов в Беларуси и что с проходными баллами?
Получить профессию логопеда-дефектолога предлагают не только в белорусских вузах. Обучение со такой же специализацией организовано и в средних специальных учебных заведения.
Желающие стать профессионалом своего дела и помогать людям с дефектами речи могут выбрать вуз для обучения:
- Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина набирает на дневную и заочную форму обучения по направлению «Специальное и инклюзивное образование с профилизацией «Логопедия». В 2022 году проходной балл составил 299 пунктов.
- Гродненский государственный университет имени Янки Купалы выпускает специалистов по профилю «Логопедия» на дневной и заочной формах обучения, а также заочной с сокращенным сроком. Чтобы стать студентом, в 2022 году нужно было набрать не менее 305 баллов.
- Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка также готовит специалистов по направлению «Логопедия» на заочной и дневной форме. Студентами с 1 сентября 2022 года стали те, кто успешно сдал экзамены и имел своем активе от 306 баллов.
- Витебский государственный университет им. П.М. Машерова обучает по профилю «Специальное и инклюзивное образование» с присвоением квалификации «Специальный педагог» (фактически специалист с квалификацией «Олигофренопедагог» может работать учителем-дефектологом). Проходной балл здесь в 2022 году был самым низким из подобных специальностей – 231 балл.
- Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова также готовит по профилю «Логопедия», студентов зачисляют на заочную и дневную формы обучения. В прошлом учебном году для это нужно было 268 баллов.
- Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина предлагает обучение по направлению «Специальное и инклюзивное образование» только на дневной форме. Проходными стали в 2022 году 246 баллов.
Учреждения среднего специального образования также ориентируются на востребованные на рынке труда профессии, поэтому и в колледжах можно изучить азы работы логопеда:
- Пинский колледж УО «Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина» рекомендует направление «Дошкольное образование», ведь за время учебы учащиеся получают дополнительную специализацию на выбор: «Физическое воспитание», «Логопедия», «Творческая деятельность», «Ритмика и хореография». Полупроходными стали в прошлом году 7,9 балла.
- Полоцкий колледж УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова» на специальности «Дошкольное образование» предлагает еще и дополнительные специализации – «Логопедия», «Творческая деятельность», «Физическое воспитание», «Экологическое воспитание». В ряды студентов в прошлом году зачисляли при наличии 8,1 балла.
- Лоевский государственный педагогический колледж готовит учителей со специализаций «Начальное образование. Логопедия». Проходным тут был 7,1 балла.
- Рогачевский государственный педагогический колледж обучает специалистов дошкольного образования с дополнительной специализацией «Логопедея». Главное условие – наличие не менее 7 баллов.
- Лидский колледж УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы» набирает абитуриентов по профилю «Дошкольное образование (логопедия, ритмика и хореография)». Проходной балл стартует от 7,8 пункта.
- Борисовский государственный колледж по специальности «Дошкольное образование» дает еще и специализацию «Творческая деятельность. Логопедия». Стать студентом можно при наличии не менее 7,5 балла.
- Солигорский государственный колледж выпускает специалистов по дошкольному образованию с дополнительной специализацией «Ритмика и хореография. Логопедия». Здесь проходным был 7,6 балла.
* * *
По случаю Международного дня логопедов принято выражать благодарность тем, чей кропотливый труд помогает сотням людей начать говорить правильно и чувствовать себя уверенно в обществе. Поэтому хочется сказать всем без исключения логопедам-дефектологам «спасибо»!
Анжела ЛЮДЫНО
Фото из открытых интернет-источников