Для каждого белоруса создан личный кабинет на Едином портале электронных услуг. В будущем станет доступна и почта
Об этом заявила начальник отдела электронной коммерции Национального центра электронных услуг Светлана Караневич. Чтобы его активировать, нужно воспользоваться ID-картой или цифровой подписью. Через кабинет можно получать справки и заполнять документы, не выходя из дома. Список доступных услуг постоянно расширяется.
Эксперт отметила, что на Едином портале электронных услуг предварительно созданы личные кабинеты для каждого гражданина Беларуси. В основу легли сведения из Регистра населения МВД. Для того чтобы начать им пользоваться, требуется провести первичную активацию с помощью заранее полученных ID-карты или электронной цифровой подписи (ЭЦП). Войти в личный кабинет можно и посредством номера телефона, электронной почты, аккаунтов в Google и Facebook. Однако в этом случае пользователю будет доступен лишь крайне ограниченный функционал. Большинство сервисов всё-таки требуют прохождения строгой идентификации.
В данный момент на портале доступно 195 видов электронных услуг, 112 видов административных процедур, 55 государственных информационных ресурсов. В частности, не покидая дома можно проверить сведения об автомобиле перед покупкой (пробег, участие в ДТП, залоговые обязательства), заполнить анкету для прохождения диспансеризации, зарегистрировать иностранца по месту пребывания, подать заявление на разрешение полета дрона или допуска в приграничную зону, проверить суммы, которые отчисляет работодатель в ФСЗН.
– Сейчас активированных кабинетов на портале чуть более 200 тыс. Притом, что ID-карт выпущено свыше 300 тыс. Вероятно, не все люди, получившие карту, знают, как ей можно воспользоваться и к каким сервисам она открывает доступ, – отметила Светлана Караневич.
Без подписей и печатей
Спикер обратила внимание на то, что последние изменения в законодательстве сделали любую информацию, которую гражданин получает через личный кабинет на Едином портале электронных услуг, юридически значимой. Такой же, как и на бумаге с подписью и печатями.
– Раньше возникало много вопросов по этому поводу. Например, гражданин получил справку в электронном виде. А что с ней делать дальше, ведь как только ее распечатаешь на бумаге, вся ее легитимность испаряется? – отметила Светлана Караневич. – Теперь Директивой №2 установлено, что любая информация, поступающая в личный кабинет в результате выполнения административных процедур, оказания услуг, а в будущем, когда появятся рассылки от госорганов, то любые информационные сообщения будут иметь юридическую силу, считаться полученными и подлежать исполнению. Пока это касается только активированных личных кабинетов.
У каждого белоруса будет «Почта гражданина»
Заместитель директора по информационным технологиям Национального центра электронных услуг Егор Воронов заявил, что сегодня организация занимается разработкой мобильного приложения. С его помощью можно будет в удобной форме получить доступ ко всем услугам портала и не только.
– Помимо электронных услуг и сервисов, в нем будет доступно такое приложение как «Почта гражданина». На каждого гражданина уже заведен ящик электронной почты, который состоит из идентификационного номера. Благодаря «Почте гражданина» можно общаться не только между собой, но и с юрлицами, выбрав из списка адресата, которому хотите отправить сообщение.
Также в мобильном приложении и на портале можно будет посмотреть, какие сведения о себе гражданин предоставил другим информационным системам. При необходимости их можно отозвать.
Егор Воронов также отметил, что на портале помимо кабинетов физлиц созданы кабинеты и юридических лиц.
– Если вы являетесь директором предприятия, то после авторизации попадаете сначала в кабинет физического лица. Затем происходит сверка с реестром юридических лиц. Если подтверждается информация, что вы являетесь директором, то автоматически у вас во вкладке будет создан кабинет юрлица. Это означает, что теперь вы можете создать «роль», например, руководителя какого-либо отдела, назначить в нее определенный список услуг, которые могут быть доступны структурному подразделению организации. Это позволит разграничить и наделить пользователей возможностью получения определенных услуг, исходя из специфики работы подразделения, – резюмировал он.
Алексей КОНОПЛЁВ
Фото из открытых интернет-источников, носит иллюстративный характер