test gtag

Эксперт: «У женщины, которая готовится выйти из декрета, непременно должен быть план»

Для многих женщин выход из декретного отпуска становится настоящим стрессом. Вроде бы и хочется сменить домашнюю рутину на трудовые будни, но в то же время одолевают страхи: «Как найти достойную работу?», «Смогу ли я влиться в коллектив?», «Что обо мне подумает начальник, если придется взять больничный?». Как выйти из декрета подготовленной профессионально и морально, 1prof.by рассказала директор организации Youth Labour Rights Кристина Рихтер.

Чего боятся молодые матери?

Многие матери (особенно многодетные) опасаются, что за время длительного декретного отпуска утратили свои профессиональные навыки, боятся быть лишними, невостребованными. Большинство из них считают, что время и возможности для построения карьеры уже упущены.

Кроме того, присутствует страх вернуться в прежний коллектив и почувствовать себя там новенькой.

На это есть свои причины: в нашем обществе бытует стереотип, что женщины после декрета – неудобные сотрудники. Они отвлекаются на домашние дела и часто отсутствуют из-за болезни ребенка.

Что делать?

К моменту выхода на работу у женщины непременно должен быть план действий, отмечает эксперт. Прежде всего она должна ответить самой себе на неудобные вопросы, которые могут возникнуть у нанимателя. К примеру, если в день сдачи годового отчета у ребенка поднимается высокая температура, что я буду делать?

«Многие женщины теряются, не знают, как правильно ответить на этот вопрос. Если сказать: «Останусь на работе, отчет важнее», работодатель, скорее всего, не поверит. Давайте будем реалистами, ни одна мать так не поступит. В то же время ответ «Ребенок у меня один, а отчет ежегодный» тоже едва ли устроит нанимателя, – отмечает собеседница. – Поэтому так важно заранее подготовиться. Обсудите с семьей, сможет ли в случае форс-мажора кто-то из родственников подстраховать вас и побыть с ребенком. Возможно, удастся договориться с нанимателем о переходе на гибкий график. Но, повторюсь, этих договоренностей можно достичь только тогда, когда есть план».

Однако, как правило, у большинства женщин плана действий нет. Отсюда и стереотип, что наниматели не хотят брать на работу молодых мам, уверена Кристина Рихтер.

«Я не оправдываю работодателей, потому что некоторые из них действительно предъявляют к сотрудницам совершенно нелепые требования, вроде «Напишите заявление о том, что никогда не пойдете на больничный». Конечно, это неправомерно. Любой человек, независимо от того, есть ли у него ребенок, имеет на это право», – подчеркнула эксперт.

Также нередко бывают случаи, когда нанимателя устраивает новый работник и он пытается избавиться от сотрудницы, вышедшей из декрета. Как правило, начинает давить на нее: «Вы же понимаете, что вам здесь места нет».

По словам Кристины Рихтер, эта фраза, наложенная на психологическую неустойчивость и заниженную самооценку женщины, приводит к тому, что она увольняется по собственному желанию. Эксперт отметила: такая практика широко распространена в частных организациях. В то время как в госучреждениях более жесткая политика на этот счет.

Но бывают и другие примеры, когда сотрудница, вышедшая из декрета, тратит половину рабочего дня на телефонные разговоры с ребенком («Ты покушал? Как ты себя вел в садике?»), мужем, мамой или свекровью.

Естественно, что работник, который все время занят детьми и родственниками, во-первых, неэффективный; во-вторых, мешает работать остальным.

В трудоустройстве все индивидуально, отметила эксперт. Если, общаясь с руководителем, женщина покажет себя адекватным человеком, почему он должен отказать ей в работе? Но многие сотрудницы даже не пытаются предпринять какие-то действия, они заранее уверены, что к ним все относятся плохо.

Как остаться профессионалом?

«Надо понимать: если до рождения детей вы работали бухгалтером и за 10 лет, которые провели в декретном, не прочли ни одной книги по бухгалтерскому учету, – вы уже выпали из контекста. Желание работать – это, конечно, важно, но куда важнее заниматься саморазвитием», – подчеркнула Кристина Рихтер.

Повысить профессиональный уровень можно с помощью курсов по специальности, дополнительного образования или переквалификации (если есть желание сменить род деятельности). При этом очень важно следить за тенденциями в той сфере, в которой вы работали до декрета.

Откуда черпать информацию?

Для помощи женщинам, желающим трудоустроиться после декретного отпуска, организация Youth Labour Rights совместно с учебным центром «Новое завтра» запустила бесплатный тренинг «Успешная мама». Он рассчитан на молодых женщин из всех регионов Беларуси, планирующих в ближайшее время выйти из отпуска по уходу за ребенком, а также желающих найти новую работу.

Тренинги проводятся раз в неделю по субботам. Общаясь со специалистами, женщины получают полезную информацию о рынке труда, узнают, на каких ресурсах лучше искать вакансии, как правильно составить резюме и успешно пройти собеседование.

«Мы акцентируем внимание на неудобных вопросах нанимателей, при этом не даем шаблонных ответов. Ведь одни и те же слова, сказанные разными людьми, воспринимаются по-разному. Каждый должен сформулировать ответы для себя. Также мы учим ставить перед собой цели и помогаем составить персональный план действий на следующий месяц», – рассказала Кристина Рихтер.

Кроме того, специалисты разъясняют молодым матерям правовые основы трудовых отношений и предпринимательской деятельности. Ведь некоторые из них даже не догадываются о том, что в первые два года после выхода из декрета наниматель не имеет права их уволить.

Многие участницы проекта заинтересованы в том, чтобы открыть свое дело. Большинство из них привлекает сфера красоты, рукоделия и кулинарии.

«Для начала мы просим их выписать на лист бумаги два пункта: на чем они могут зарабатывать прямо сейчас и чему бы хотели научиться в перспективе. Зачастую приходим к тому, что, прежде чем заниматься своим делом, надо набить руку либо получить дополнительные знания. Тогда подбираем курсы по интересующему направлению. После этого рассказываем, как открыть ИП и какие налоги нужно платить», – пояснила Кристина Рихтер.

Отдельная тема для обсуждения – продвижение своей продукции. Специалисты советуют, как привлечь первых клиентов и какую площадку для этого лучше выбрать.

«Мы говорим о том, что человек, который хочет развивать свое дело, должен создать персональный бренд. Поскольку сегодня эффективным каналом продвижения являются социальные сети, следует проанализировать свой профиль. Если в нем много фотографий детей, стоит создать для работы другой аккаунт, где вы сможете публиковать все, что касается вашего дела», – посоветовала Кристина Рихтер.

В эту субботу, 1 декабря, состоится заключительный тренинг по трудоустройству для молодых матерей. Организаторы планируют подвести итоги проекта и определить, какая информация оказалась наиболее полезной и востребованной у участниц. На ее основании будет составлена программа содействия молодым матерям в трудоустройстве.

«Мы планируем и дальше продолжать эту работу, так как увидели большой интерес со стороны женщин. Это благодарная аудитория, готовая поглощать информацию. Наша главная задача – помочь им почувствовать себя уверенными и востребованными на рынке труда», – резюмировала собеседница.

Анастасия ШИРАЛИЕВА

Фото предоставлены организацией Youth Labour Rights