В стране

Ездить дешево или… безопасно? Условия работы на рынке такси хотят преобразовать

С 21 по 31 июля в Беларуси проходило общественное обсуждение проекта указа Президента «О вопросах автомобильных перевозок пассажиров».

Что предлагают изменить

Министерство транспорта ратует за введение новых правил для перевозчиков такси. Вопрос затронет интересы как перевозчиков, так и пассажиров.  

Одно из нововведений – запретить трудоустройство водителей такси по договору подряда. Так, указ прежде всего коснется лиц, которые не регулярно таксуют, а подрабатывают по выходным дням или после основной работы. Планируется также узаконить специальные разрешения для водителей. Стоимость такой «карты допуска водителя» к участию в дорожном движении измеряется 1 базовой величиной (сегодня 1 БВ составляет 29 рублей.Прим. авт.).

Инициаторы проекта считают, что новые правила (если их введут) позволят отсеять лиц, которые не подходят для вождения такси, а главное, позволят повысить уровень обслуживания пассажиров. Такой подход также поможет привлечь больше взносов в Фонд социальной защиты.

Собираются внедрить и «регистрационные карты транспортных средств»: каждое такси придется специально оборудовать, а затем еще и регистрировать. Карта не бесплатная, цена – 2 БВ. Работать на рынке нерегулярных перевозок без названных документов запретят.

Запретят также сдавать в аренду автомашину с экипажем физлицам – можно будет только ИП и организациям. Возникает вопрос: как, к примеру, заказать машину для свадебного торжества или по случаю погребения родственника?

Существенные ограничения планируют ввести и в отношении диспетчерской службы и агрегаторов: им также в обязательном порядке потребуется зарегистрироваться по новой форме. Проверка обойдется в 100 БВ за службу и по 1 БВ за каждого диспетчера.

Программные продукты – приложения, с помощью которых с компьютера или смартфона можно найти, заказать такси и оценить маршрут, – обязуют тоже регистрировать в Государственном регистре информационных систем. В противном случае деятельность перевозчика будет считаться незаконной, как и диспетчера с водителем без карты допуска. Вне закона будет, если диспетчерская служба передаст информацию о заказе на поездку водителю, который таксует без оформления по новым правилам.

Естественно, нарушение влечет за собой взыскание. Например, может быть вынесен временный запрет на работу: для водителей – до 1 месяца, для других участников нерегулируемых перевозок, в том числе диспетчерской службы, – до 3 месяцев.

Как развивалась сфера такси

Когда-то в СССР контролировалось абсолютно все. Таксист должен был иметь необходимые допуски к работе, принимать оплату за поездку сугубо по набежавшим за время движения цифрам счетчика, сдавать всю выручку и жить на зарплату. Такси было дорогим удовольствием, далеко не каждый мог на нем прокатиться. Машин с шашечками было мало, а качество обслуживания зависело от ожидаемых «чаевых». И таксисты в то время относились к людям состоятельным.

Потом пришло время практически нерегулируемого рынка. Таксовать начали «бомбилы», которые катали пассажиров на личном автомобиле, не думая о законе. Служба такси значительно проигрывала нелегальным перевозчикам. Рынок имел порой криминальный оттенок, зато вопросов с поиском такси не возникало. Упали и цены на поездки: стал уместен торг, ведь таксист работал на личный бюджет.

Со временем государство убедило большую часть таксистов трудиться легально. На рынок пришли фирмы с диспетчерскими службами и фиксированными тарифами. Но и «бомбилы» остались.

Ситуация в корне изменилась, когда на рынке автоперевозок появились агрегаторы Яндекс.Такси, Uber, Bolt. Они оказывают услуги на своих условиях как в Минске, так и в регионах страны. Свою роль сыграла и отмена лицензирования такси в 2018 г. В итоге цены стали ниже практически в 2 раза, что, безусловно, на руку потребителям автоуслуг. Об этом говорит и статистика: объем перевозок в такси с 2018 по 2020 г. увеличился в 2 раза. Вот только таксисты, на их взгляд, стали работать больше за меньшие деньги.

«За» и «против»: мнения разделились

В течение 10 дней белорусы могли высказаться о проекте указа в ходе общественного обсуждения, организованном на главной правовой площадке страны. Мнения звучали разные.

Вот что говорят сторонники нововведений.

По мнению Марины Леошко, указ дает едва ли не единственный шанс навести порядок в сфере пассажирских перевозок. Такие меры, как введение регистрационных карт, карт допуска и контроль диспетчеров позволят вывести рынок на уровень законности. «Сейчас такси – это в большей степени подработка для студентов и людей с основным местом работы, итог – колоссальные переработки и высокая аварийность с участием автомобилей такси», – выразила Марина точку зрения.

Эльвира Лаптева работает в сфере такси с 2008 года. На ее взгляд, противники нового закона – люди, которые не желают выходить из тени и каждые полгода создают новое юрлицо. Раньше, утверждает предприниматель, диспетчерские службы лучшие заказы отдавали «своим» людям, при этом «детвору» в качестве водителей не рассматривали. А с захватом рынка Яндексом на дорогах появились водители со стажем вождения 1 день! Мало того, оценивает таксиста в онлайн-сервисах подвыпившая молодежь, а перевозчик, имея свой парк автомобилей, остается бесправным.

«Должны быть карточки на автомобили, на водителей, карты диспетчерских служб и именно наших, белорусских! С помощью нововведений рынок такси придет в нормальное состояние, автомобили оклеят как положено, установят оборудование, как того требует закон, и, естественно, нужно поднять тариф», – резюмирует ИП.

Свои аргументы есть и у противников предлагаемых новаций.

Работая в сфере нерегулярных пассажирских перевозок 10 лет, Сергей Юрашевич убежден, что новый закон «сырой» и требует доработки: «Я пока не могу себе представить, как можно целой категории субъектов хозяйствования запретить нанимать людей для выполнения разовой работы по гражданско-правовому договору. Смысл нерегулярных перевозок в том и состоит, что они выполняться не каждый день, а пару-тройку раз в месяц.  Иногда просто нужен водитель, но нет смысла содержать на каждый автобус весь экипаж».

Агрегаторы утверждают, что их услуги – самые дешевые и для них рынок перевозок – «главное, чтобы быстро». Смогут ли они соответствовать новым правилам?

«Яндекс.Go», например, заявляет: новый указ вынудит многих водителей оставить сферу такси, что сократит количество машин. Как следствие, поднимутся ценники, не в лучшую сторону изменится качество обслуживания. Также возможно возвращение к «серому рынку».

Светлана Воронина, менеджер по коммуникациям Uber в России и странах СНГ, отмечает, что их сервис создавался для удобства пользователей и водителей. Компания всегда выступала за  сотрудничество с водителям, которые предпочитают полную нагрузку, а не подработку. В текущей версии указа сделать это будет проблематично.

Свои убеждения есть и у экспертов. Екатерина Станкевич, председатель Ассоциации профессиональных перевозчиков пассажиров, считает: когда государство даст гарантии, что на рынок не пустят лишь бы кого, придут серьезные инвесторы и создадут крупные таксопарки. Не важно, будет это отечественный агрегатор или зарубежный, но все должно быть в рамках закона. Но когда у иностранного агрегатора больше преференциий, чем у белорусского, – это неправильно.

Сергей Дубина, заместитель министра транспорта и коммуникаций Беларуси, отмечает, что для добросовестных перевозчиков практически ничего не изменится. Достаточно будет один раз оформить допуск в электронном виде и, получив карту, можно спокойно работать, соблюдая законодательство.  

…Общественное обсуждение документа завершилось 1 августа. Если проект указа одобрят, то ключевые его пункты заработают через 6 месяцев после опубликования документа. Значит, до конца 2021 г. такси будут перевозить пассажиров по действующим правилам.

Анжела ЛЮДЫНО

Фото Александра ПОБАТА