В стране

#InFOCUS_Финберг

Этого народного артиста можно смело назвать брендом Беларуси. Под его управлением Национальный академический концертный оркестр гастролирует по всему миру. Бессменный дирижер и директор заслуженного коллектива, лауреат Госпремии Беларуси, премии Федерации профсоюзов и Союзного государства, обладатель ордена Франциска Скорины Михаил Финберг вчера отпраздновал свое 72-летие.

Он – сама элегантность и интеллигентность. Широкая улыбка, стильные очки в красной оправе, открытые жесты.

– Михаил Яковлевич, этот год проходит под знаком малой родины. Вы часто бываете в своем родном Мозыре, почетным гражданином которого являетесь? Какие воспоминания у вас об этом городе?

– За год мы даем там не менее 7 концертов. На них приходит почти весь город. Исполняем ту музыку, которую я слушал еще в детстве. Прогуляться по любимым местам не успеваю – спешим вернуться в Минск, к дальнейшей работе. А в детстве я любил бывать в парке Победы, где играл единственный в городе духовой оркестр. Заслушивался, хотел научиться играть так же.

Родился я в небогатой семье: мама была прачкой, папа – простым рабочим. В музыкальной школе начал играть на скрипке, затем перепробовал все инструменты. Пять раз поступал в Минское музыкальное училище, но так и не попал (улыбается). Среднее музыкальное образование получил в Курске, играл в военном оркестре. Но я всегда стремился на родину, поэтому и вернулся сюда, окончил государственную консерваторию и аспирантуру, стал профессором. Очень горжусь тем, что родился в Беларуси.

– Белорусское радио и телевидение, Минский государственный цирк, итальянское телевидение, «Первый» российский канал, фестивали «Славянский Базар»  и  «Маладзечна» — далеко не полный перечень мест, где вам приходилось работать. Ваш коллектив дал 527 концертов в малых городах, регулярно выступает в трудовых коллективах.

– Да, недавно мы провели в Заславле 7 концертов за один день. И все время так работаем! Ежегодно выступаем в трудовых коллективах крупных предприятий страны, готовим тематические программы. Ведь у работящих людей непростые условия труда, и мы помогаем им музыкой.

 

Оркестр также дает концерты в населенных пунктах, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.

 

Мы делаем это от чистого сердца. Для меня это сродни вере: если побывал один раз, то вернешься снова. Помню, как приехал впервые в Чечерск, шел по улице, и ко мне в ноги бросилась женщина – она не верила в наш приезд. Меня такая реакция очень смутила. Ответил, что это мой долг, я не мог не приехать. Наши концерты – для всех, ведь из хорошей музыки, литературы и других видов искусства формируется духовное богатство людей и страны в целом.

– Кем, на ваш взгляд, является дирижер для музыкантов? С какими мыслями вы выходите к оркестру?

– Это руководитель, который знает, о чем просит; понимает, как обогатить произведение и сделать так, чтобы оно полюбилось слушателям.

Я никогда не волнуюсь.

Перед концертом думаю только о любви к своим музыкантам. Они меня вдохновляют. Это высококвалифицированные специалисты, все с высшим образованием, заслуженные и народные артисты. В нашем коллективе строгая дисциплина и оправданно высокие требования. К примеру, никто не опаздывает на работу, потому что за это грозит штраф. И музыканты меня понимают – они знают, что нужно зарабатывать. Я делаю для них все, что могу. Мы всегда вместе, помогаем друг другу, и я этим горжусь.

– Работа в творческом тандеме с кем вам запомнилась больше всего?

– С композиторами Раймондом Паулсом, Евгением Глебовым. Я работал со всеми звездами мировой величины, например, с Аллой Пугачевой. Вскоре будем делать сольный концерт с Тамарой Гвердцители. К сожалению, много замечательных музыкантов ушло из жизни. Тяжело переживаю утрату Игоря Лученка: мы дружили много лет… В марте на малой родине Игоря, в Марьиной Горке, мы презентуем специальную программу памяти с песнями на его музыку.

– Может ли одаренная молодежь составить конкуренцию таким мэтрам?

– Среди современной есть много достойной, но чаще всего она достаточно однообразная. Я могу об этом судить, у меня большой опыт. Искусство где-то затерялось, мне кажется, хотя у молодежи сейчас есть все возможности для творческого развития.

Мы не имели больших материальных богатств, нами двигала идея.

Только на российском «Первом» канале в свое время мы записали 678 программ «Угадай мелодию». И в Москве на Аллее звезд мне заложили «Звезду» (Звезда Финбергу и его оркестру также есть на площади Звезд в Витебске, — прим. авт.). А вы знаете, сколько звезд я создал!

 

Многие молодые люди сегодня считают, что композицию можно создать, нажав две кнопки на компьютере. Всегда говорят: «Это самый лучший артист», а спустя время ничего из них не получается.

Молодежная музыка – малознающая.

Чтобы быть профессионалом, нужно многому учиться, ведь играть хорошие произведения сродни чистописанию – с ошибками писать нельзя. Артисты должны стремиться познавать мир и развивать свое творчество. Еще один показатель качества – покупают ли билеты на твои концерты без навязчивой рекламы. Кстати, наш оркестр никто не продвигает, и на концертах всегда аншлаг. Мы даем и авторские концерты на стихи белорусских поэтов Адама Мицкевича, Янки Купалы, Якуба Коласа и других.

– А какую музыку вы слушаете сами?

Только хорошую, а значит – созданную профессионалами.

 

Вероника СОЛОВЕЙ

Фото Александра ПОБАТА