В стране

#InFocus_Кособуцкий

– Ваше Преосвященство, у католиков сейчас время Великого поста – особое время для верующих. Как его нужно провести?

– Великий пост – это преддверие Пасхи – Воскресения Иисуса Христа из мёртвых. Это время, когда мы должны, прежде всего подготовить свое сердце, свою душу для светлого праздника. Мы стараемся работать над собой, чтобы стать немножечко лучше. Это время духовных упражнений, чтобы отбросить негатив, всё злое, постараться побороть свои личные недостатки и с чистым сердцем, с чистой душой встретить этот праздник.

– Пост в понимании многих лишь ограничение в еде. Насколько важнее духовная составляющая этого события?

– Если мы говорим об ограничениях в пище, то это должно помогать нам для духовного роста. А если мы отбрасываем духовный элемент, то это диета, которая направлена на укрепление здоровья, на похудание, но никак не на духовный рост. Смысл Великого поста в том, что в его начале мы принимаем для себя какое-то решение.

Например, я постараюсь сделать себя чуть-чуть лучше, чуточку ближе к Богу, и я стараюсь это делать, а всё остальное мне должно помогать. Ни в коем случае не мешать. Во время поста мы ограничиваем себя только в пятницу, не едим мяса. Некоторые принимают для себя другие установки, всё зависит от человека. Ограничивая себя в питании, мы немного экономим средства и можем провести какую-то благотворительную акцию, помочь человеку, который находится в беде. Смысл в том, чтобы мы сделали какой-то добрый поступок. Всё это, вместе взятое, способствует нашему духовному росту. Потому что без него Великий пост становится таким же периодом, как и остальные. Сделать надо хотя бы маленький шажочек.

Полную версию смотрите на канале 1prof.by

– Как верующий человек должен встречать Пасху? Поскольку сейчас подобные праздники приобретают элемент популизма, насколько это хорошо или плохо, как вы считаете?

– Во-первых, Христос воскрес из мертвых, чтобы дать всем нам участие в вечной жизни. Он открыл нам врата рая. Поэтому духовная внутренняя радость должна присутствовать обязательно. Вы правы, сегодня в праздниках превалирует только внешняя сторона, внешняя оболочка. Это можно сравнить с апельсином: если мы отбросим его внутренность и возьмем только кожуру, то внутри будет только пустота. Так же и праздник Пасхи – прежде всего это праздник нашей духовной радости. Во время поста мы стараемся подготовиться в исповеди. Одна из костельных заповедей говорит нам о том, чтобы как минимум раз в год мы (именно в пасхальный период) приступили к исповеди, чтобы очистить душу от грехов, почувствовать радость Воскрешения Христа. Чтобы каждый мог сказать: «Христос Воскрес, и Он воскрес для меня». Но для этого необходимы духовное усилие, духовная борьба, духовная работа над собой. Без этого Пасха будет таким же праздником, как и все остальные.

– Что вы скажете о символах Пасхи, старых и новых, таких как веточки вербы, яйцо или кролик?

– Есть разная символика. За неделю до Пасхи мы празднуем Вербное или Пальмовое воскресенье. Мы вспоминаем, как Иисус вошел в Иерусалим, а люди приветствовали его веточками пальмы. У нас пальмы не растут, у нас верба – первое дерево, которое распускает листочки. Яйцо – символ новой жизни, мы ее не видим, но знаем, что она зародилась. Есть среди пасхальных символов ягненок. В Священном писании сказано, что Иисус называет себя: «Я – агнец Божий, взявший на себя грехи мира». Из Ветхого Завета мы знаем о традиции жертвоприношения, когда закалывали ягненка и приносили его в жертву. Иисус называет себя ягненком, то есть он приносит себя в жертву. Поэтому у нас принято выпекать фигурки ягнят, разукрашивать их. Кролик появился из какой-то другой традиции.

– Изменился ли в последнее время образ прихожанина костела, или он остается прежним?

–  Всё очень субъективно и индивидуально. Сегодняшний ритм нашей жизни таков, что человеку бывает очень сложно найти и время, и место для духовного. Современные гаджеты отвлекают нашу молодежь от духовного роста. Даже в костеле некоторые не могут от них оторваться. Но в каждом поколении, в каждой эпохе люди разные. Мы понимаем, что сегодня мы проповедуем Иисуса Христа человеку, который живет в ХХI веке, с его потребностями. В очень быстром мире, где много суеты, надо найти место, чтобы проповедовать Христа.

 – Бывали ли в вашей практике случаи, когда вы не могли ответить на вопрос, не знали, что посоветовать человеку? Как вы поступали в такой ситуации?

– Наши человеческие возможности очень ограниченны. Я, как человек, могу что-то посоветовать со своей человеческой точки зрения. Я могу подсказать что-то с точки зрения учения Церкви, но мы всегда оставляем место на то, что посоветует сам Бог внутри человеческого сердца. И часто бывает так, что человек приходит с каким-то очень сложным жизненным вопросом, на который у нас ответа просто не существует. Но ему нужно высказаться, выбросить какой-то негатив из себя. Человек может пойти к психологу, к психотерапевту, чтобы разрядить свои эмоции, улучшить свое состояние. Но когда человек приходит в храм, разговаривает со священником, где-то открывается маленькое окошко для встречи с Богом. То есть Бог всегда выслушает нас, он навсегда. Но мы часто отворачиваемся от него. Грех разрывает нашу связь с Богом. Наше неверие, нежелание быть с ним, оно закрывает нас. Бог есть, он присутствует, и он хочет нам помочь. Но Бог ценит свободу человека, его выбор.  

Беседовали Сергей КИРИК и Екатерина ЛЕОНОВА

Фото Валерия КАРТУЛЯ