Исторический выбор, сделанный народом. Как Беларусь преодолела политический кризис начала 90-х
В эти дни исполнилась 30-я годовщина важной вехи в становлении белорусской государственности: 10 июля 1994 года завершились первые в истории страны президентские выборы.
На заре независимости
В первые три года суверенитета Беларуси вся власть была сконцентрирована у Верховного Совета, который выступал высшим представительным и единственным законодательным органом. Уникальная модель государственного устройства – парламентская республика в кристально чистом виде. Она не шла ни в какое сравнение с примерами Великобритании, Японии, Германии или Италии. Там есть короли, императоры и президенты, но фактически страной руководят премьер-министры или канцлеры. У молодой белорусской республики был только архаичный парламент.
Архаичный потому, что был своего рода политической инерцией. Он достался в наследство от Советского Союза после его распада и действовал по Конституции 1978 года. По сути, единственное отличие от Верховного Совета БССР – преобладание беспартийных депутатов.
Это не тот случай, когда традиции необходимо чтить и продолжать. Молодой республике требовалась новая политическая система – современная и соответствующая национальным особенностям. Это было продиктовано ходом исторического развития и запросом общества (к чему еще вернемся).
В 1996 году на смену Верховному Совету пришло Национальное собрание, существенно превосходившее предшественника уже тем, что парламент стал двухпалатным. А двумя годами ранее была принята первая Конституция независимой Беларуси. Среди новшеств особо выделялся институт президентства – Основной Закон предусматривал должность главы государства. В том же 1994-м прошли выборы, которые уже в момент объявления обрели статус исторических.
Решающий второй тур
Политическая палитра Беларуси 30 лет назад была разнообразной и противоречивой. Можно сказать, даже слишком пестрой: коммунисты старой школы и новоявленные демократы, консерваторы и реформаторы, партийные и беспартийные, националисты и ностальгирующие по СССР. Казалось, президентские выборы будут проходить с невероятным числом претендентов, но официально были зарегистрированы только 6 кандидатов. Среди них – статусные политики со стажем: премьер-министр и председатель Верховного Совета.
По всем законам жанра, именно они должны были стать фаворитами избирательной кампании. Однако послужной список в итоге сыграл против них. Народ устал от номенклатурщиков. Люди хотели видеть во главе государства политика новой формации. И 23 июня больше всего голосов набрал самый молодой кандидат – народный депутат и директор совхоза «Городец» Шкловского района Александр Лукашенко, которому на тот момент еще не исполнилось 40 лет. Его результат почти в три раза превзошел показатель ближайшего претендента – главы правительства (44,82% против 17,33%). Однако по законодательству для победы требовалось набрать более 50% голосов, поэтому был назначен второй тур выборов.
Кризис власти и полномочий
Беларусь в 1994-м выбрала логичный политический путь. Пост президента введен во всех бывших советских республиках. Даже несмотря на то, что в Армении или Грузии более широкие полномочия у парламента.
Однако белорусский опыт нельзя назвать легким и безоблачным. С самого начала возникли трудности, когда сторонники старого порядка всячески противодействовали нововведениям. Ключевую роль в стане консерваторов играл Верховный Совет. Он не собирался мириться с тем, что по Конституции вынужден часть полномочий передать Президенту. Как результат, в республике наметилась тенденция к двоевластию, которое ни в одной стране мира не приводило ни к чему хорошему.
Беларусь погрузилась в политический кризис, накал которого пришелся на 1996 год. Преодолеть его был призван республиканский референдум. Глава государства и Верховный Совет предложили внести изменения в Конституцию, но с противоположным значением: народу необходимо было выбрать, какой должна стать Беларусь – президентской или парламентской республикой. Смешанный вариант уже не действовал, а потому и не рассматривался.
Исчерпывающую оценку тем событиям Александр Лукашенко дал за полтора месяца до референдума: «Только в результате конституционной реформы мы сможем уйти наконец от бесконечных бессмысленных политических баталий наверху и сосредоточиться на проблемах, которые больше всего волнуют наших людей… Именно в сильной власти сегодня спасение для нашего государства и экономики. При слабом Президенте наши доморощенные либералы под разговоры о всеобщем благе всех нас без штанов оставят в собственной стране».
Тогда избиратели вновь поддержали Президента. Это привело к укреплению вертикали власти и реформе парламента.
Устойчивая вертикаль
Опыт 1996 года был учтен и в феврале 2022-го, когда на референдуме решался вопрос о внесении изменений и дополнений в Конституцию. Как известно, по новой редакции Основного Закона широкие полномочия получило Всебелорусское народное собрание. Это современный вариант известного с давних времен веча, еще одна важная структура в политической системе Беларуси.
Несмотря на явный уклон в дальнейшее развитие народовластия, всё же были определенные опасения по поводу возможного повторения событий середины 1990-х. На это указал и глава государства. В частности, за месяц до референдума Александр Лукашенко заявил, что ни в коем случае нельзя допустить в стране двоевластия: «ВНС должно сдерживать в чем-то Президента, все органы власти – вече народное. Но оно не должно довлеть над Президентом, его полномочиями».
…Все начиналось 30 лет назад
Можно констатировать, что 10 июля 1994-го был сделан судьбоносный выбор, предопределивший путь развития страны, внешнюю и внутреннюю политику республики. Институт президентства прошел испытание временем, и теперь степень его влияния неоспорима. Во многом именно поэтому Беларусь стала такой, какой мы ее видим в наши дни.
Александр Лукашенко
Олег ФЁДОРОВ
Фото предоставлены пресс-службой Президента Республики Беларусь