Из Гомеля в Гродно за 40 минут: в Беларуси хотят развивать малую авиацию
Решение о реконструкции аэродрома «Липки», расположенного в 1,5 км от Минской кольцевой дороги, принято около 2 лет назад. За это время была построены взлетно-посадочная полоса длиной 721 метр с современным светотехническим и метеорологическим оборудованием, отапливаемый авиационный ангар, вертолетные площадки и рулежные дорожки для самолетов общей площадью 4 тыс. кв. метров. По прогнозам, при определенных погодных условиях «Липки» в состоянии круглогодично принимать воздушные суда.
Сегодня обновленный аэродром обслуживает в основном авиацию МЧС, здесь же теперь находится база Минского аэроклуба ДОСААФ, который ранее размещался на Боровой. Планируется, что в течение 4 лет оттуда перевезут и экспонаты музея авиационной техники под открытым небом. Также «Липки» возьмут на себя часть функций закрытого аэропорта «Минск-1».
«Мы видим большую перспективу в использовании аэродрома. Сейчас здесь оборудуются помещения пограничного и таможенного пунктов, так что в скором времени «Липки» смогут принимать и гражданские суда из-за границы», – рассказывает глава Белорусской федерации авиационного спорта, председатель правления группы компаний «А-100» Александр Центер.
Малую авиацию возьмут под крыло
В советские годы Минск был связан авиасообщением с десятком других белорусских городов. Популярностью пользовались рейсы из столицы в Гродно и Гомель, причем из одного города в другой можно было долететь не только напрямую, но и транзитом – в Гродно через Новогрудок, а в Гомель – через Светлогорск и Светиловичи. В начале 1960-х, когда отечественная гражданская авиация начала активно использовать самолеты Ан-10 на 85 посадочных мест, билеты стоили от 3 рублей, а, к примеру, из «Минска-1» до Минского моря можно было слетать за 1 рубль 50 копеек. К слову, полет занимал всего 20 минут.
«В последние 25 лет малая авиация практически ушла из транспортной сферы страны, но я считаю, что ее время снова пришло. «Липки» можно широко использовать для перелетов внутри нашей страны. У белорусов должна быть возможность слетать из Гомеля в Гродно за 40 минут и в тот же день вернуться обратно, а может, по дороге еще и в столицу заскочить. Между прочим, в областных центрах есть прекрасные аэродромы. Но видят их только наши спортсмены», – говорит Александр Центер.
Однако о регулярных пассажирских рейсах пока говорить рано. По мнению главы Белорусской федерации авиационного спорта, сначала нужно пересмотреть устаревшую систему управления воздушным движением, без чего не будет развития авиации.
Пока в «Липках» рассчитывают на небольшие частные суда. Кстати, прилететь на аэродром «в гости» можно уже сейчас – пилотам нужно только заранее подать заявку на посадку или взлет. По такому же заявительному принципу сегодня проходят зону таможенного и пограничного контроля. «Для малой авиации, начиная с Ан-2 и ниже, будет предоставляться весь спектр необходимых услуг: можно будет не только совершить взлет и посадку, но и заправить воздушное судно авиационным бензином, отправить борт на техническое обслуживание», – рассказывает начальник Минского аэроклуба ДОСААФ Николай Мочанский.
Площадка для спортсменов и чемпионов
В следующем, 2018 году Беларусь ждет большое событие – в июле наша страна будет принимать чемпионат мира по вертолетному спорту. Площадкой для международных состязаний станет как раз таки обновленный аэродром «Липки». Мало кто помнит, что на территории Беларуси уже проходило событие такого масштаба: в 1978 году чемпионат мира по вертолетному спорту устраивали на базе Витебского аэроклуба ДОСААФ.
«Участие в соревнованиях уже подтвердили 15 государств, – сообщил Николай Мочанский. – Вертолетный спорт нужен для развития навыков пилотов военной и спасательной авиации. В сложных метеоусловиях летчик всегда идет по грани, и для того, чтобы не переступить эту грань, нужно постоянно тренироваться».
Завтра, 26 июля, в рамках фестиваля #ПРОНЕБО на Боровой начнутся первые соревнования тест-чемпионата мира. Кроме воздушных состязаний пройдет представление новой техники. По словам начальника Минского аэроклуба ДОСААФ, профессионалы особенно ждут презентации обновленного Ми-2, на котором прилетела украинская команда. «Это фактически новый вертолет в старом фюзеляже. Если наш Ми-2 с 350-м двигателем поднимается на высоту 4 тыс. метров, то модернизированный вертолет легко одолевает высоту в 7 тыс. метров», – рассказывает Николай Мочанский, который лично испытал украинскую машину.
В Липках также устроят базу для занятий парашютным спортом. К слову, в ближайшем будущем ДОСААФ планирует приобрести для спортсменов новую технику. Пока вниманием специалистов белорусского аэроклуба завладел российский ТВС-2МС – модифицированный Ан-2 с увеличенным фюзеляжем и более мощным двигателем. Если самолет приобретут, то он будет использоваться и как парашютный, и как пассажирский.
Диана ФИЛИМОНОВА
Фото автора