В стране

К холодам готовы: на белорусские АЗС начало поступать зимнее дизтопливо

Минувший октябрь, а с ним и ноябрь сберегли для нас много теплых дней. Но сезон температурных рекордов закончился: синоптики пророчат похолодание. А с приходом заморозков прибавится хлопот у автомобилистов.

Помимо «переобувки» резины, владельцам дизельных машин стоит подумать и о переходе на зимнее топливо. Уже с 15 октября производство такового запустили на ОАО «Нафтан», а недавно оно начало поступать и на автозаправочные станции.

В спорах автолюбителей о том, какой мотор лучше – бензиновый или дизельный, последний проигрывает из-за неспособности противостоять низким температурам: зимой трудности с запуском двигателя гарантированы. Поэтому в зависимости от времени года дизтоплива выпускаются с разными характеристиками. Чтобы разобраться в нюансах «зимнего» и «летнего» горючего, мы обратились к и.о. главного технолога ОАО «Нафтан» Денису Шумилкину.

– «Зимнее» дизтопливо отличается от «летнего» прежде всего своими низкотемпературными свойствами, – говорит специалист. – На это указывают низкие температуры фильтруемости и помутнения. «Летнее», выпускаемое на белорусском рынке, имеет сорт С, и показатель по предельной температуре фильтруемости для него составляет не ниже -5 С°. То есть при более сильном морозе такой «дизель» может перестать прокачиваться через фильтр топливной системы автомобиля, что приведет к прекращению работы мотора.

Твердые углеводороды (парафины), которые содержатся в горючем веществе, начинают кристаллизоваться, тем самым меняя его структуру. Говоря простым языком, топливо попросту густеет. Результат этого процесса виден невооруженным глазом: «дизель» мутнеет.

– В Беларуси продается два вида зимнего дизтоплива, – продолжает Денис Шумилкин. – ДТ-З-К‑5 сорта F легко найти на большинстве отечественных АЗС. Это так называемый «обычный» зимний «дизель», у которого предельная температура фильтруемости составляет не ниже -20 оС. Так написано в технических характеристиках, но по факту завод делает этот запас чуть больше. Поэтому даже при -25 оС такое топливо не загустеет, и мотор заведется. Что касается ДТ-З-К‑5 класса 2, которое называется «Арктика», то у него предельная температура фильтруемости составляет не ниже -32 оС. Он рассчитан на более суровые климатические условия.

По словам специалиста «Нафтана», «зимние» виды дизтоплива, в отличие от «летних», помимо смазывающего вещества, имеют в своем составе пакет депрессорно-диспергирующих присадок. Они-то и наделяют «дизель» необходимой стойкостью к низким температурам.

И все же среди наших автомобилистов немного тех, кто с первыми же заморозками поспешит на заправку за «зимним» «дизелем». А некоторые сделают это, залив его поверх еще имеющегося в баке «летнего» топлива. Интересуемся у технолога, чем это может грозить автомобилю.

– Ничего страшного не случится, – уверяет и.о. главного технолога. – Ведь у вас в баке, по сути, будет одно и тоже топливо, только с примесью депрессорно-диспергирующей присадки. В этом случае порог предельной температурной фильтруемости будет понижен, о чем автомобилисту следует помнить. Но я все же рекомендую к наступлению холодов подготовиться заранее и хотя бы выездить остаток «летнего» «дизеля». Это поможет исключить топливный фактор в том случае, если в первые дни зимы дизельный двигатель все-таки не заведется.

Но внезапной остановкой машины опытного «дизелевода» не испугать: на случай морозов в арсенале автомобилистов есть различные антигели и другие вещества. Стоит ли добавлять присадки в «дизель» зимой и безопасно ли это для силового агрегата?

– Присадок, уже содержащихся в «дизеле», предлагаемом на АЗС, достаточно для безопасной эксплуатации автомобиля, – сообщает Денис Шумилкин. – Добавлять дополнительные ингредиенты вроде антигелей, депрессоров и прочего категорически не рекомендуется! В лучшем случае они никак не повлияют на характеристики топлива, в худшем – сведут на нет эффект от уже имеющихся присадок. К тому же никто не проверял эти вещества на совместимость. За все эксперименты автомобилист всегда платит из своего кошелька. Ведь из-за этих «миксов» в горючем может появится осадок, способный забить топливную систему, ремонт которой – недешевое удовольствие.

Специалист «Нафтана» заверил, что все топливо, производимое на заводе, соответствует стандарту Евро-5.

Кстати, из-за особенностей технологии добычи дизтоплива и добавления в него присадок отпускная цена на «зимнюю» солярку предсказуемо выше, чем на «летнюю». К примеру, 21 ноября за литр ДТ-З-К‑5 сорта F на белорусских АЗС просили 1,68 рубля (0,82 доллара). Стоимость же «Арктики» в настоящий момент корректируется.

На всякий случай напоминаем, что причина заглохшего двигателя может быть не только в неправильно подобранном топливе. Перед наступлением холодов автомобилист должен проверить заряд аккумулятора, свечи накала, поменять топливный фильтр и по возможности всегда ездить с полным баком, чтобы исключить образование конденсата и попадание влаги в топливную систему.

Более подробные рекомендации по подготовке авто к зимней эксплуатации – в нашем материале. Будьте внимательны и осторожны!

Максим КОЗЛОВ