Как Беларусь решает кадровые проблемы и какие специалисты наиболее востребованы
Мир стремительно меняется. Ежегодно на каждом уровне образования открывается по 3-5 абсолютно новых специальностей. Сегодняшние топовые профессии через 10 лет могут оказаться невостребованными. Обозреватель портала 1prof.by узнала у представителей Министерства образования, как в Беларуси выстроена система подготовки кадров.
Готовить кадры – задача непростая
Находятся критики, убежденные, что сегодня на уровне высшего и среднего образования молодым людям не дают знаний, нужных для практической деятельности. Начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Касперович опровергает это утверждение. По его словам, в стране внедрена уникальная система «Университет 3.0», позволяющая модернизировать учебные программы в любой момент. Кроме того, обучение и работа все чаще становятся единым целым.
– Процесс подготовки кадров – весьма сложная технология. Прежде всего надо определить, по каким направлениям готовить специалистов и для кого. Дальше важно определиться с численностью будущих специалистов. Всей системой, связанной с подготовкой кадров, занимается у нас не только Министерство образования и учреждения, но и другие ведомства, а также местное управление – облисполкомы, Мингорисполком. Последние, к слову, выстраивают необходимые элементы подготовки кадров на местах, – пояснил Сергей Касперович.
Изначально процесс подготовки кадров начинается со взаимодействия группы энтузиастов из учреждений образования с заказчиками и предприятиями. Разрабатываются образовательные стандарты, создаются типовые учебные планы. В этой работе важная роль отведена системе квалификации. В каждом случае заказчики согласовывают и поддерживают наполнение специальностей.
– Даже для одной и той же специальности у заказчиков могут разные требования. Руководители в настоящий момент довольно щепетильно относятся к подбору кадров. Есть направления, по которым сотрудников найти на рынке труда практически невозможно. Обучение таких специалистов нужно заказывать в вузе, в их подготовку вкладывать средства и силы. Случаются и ошибки, ведь крайне сложно понять, что будет через 5-7 лет. За этот период в организациях может многое измениться. К примеру, сократят объемы производства. Но в целом система прогнозирования работает достаточно эффективно, – отметил собеседник.
Отвечать потребностям нового дня
В среднем и профессионально-техническом образовании важную позицию занимает профориентационная работа. Необходимо работать над тем, чтобы во время учебы молодые люди не разочаровались в выбранной профессии.
– На стадии приема в учреждения образования мы четко мониторим результативность профориентационной работы, выполнение плановых цифр приема. Существует стереотип в обществе, дескать, мы, запроектировав и открыв когда-то специальность, готовим по ней 5-10 лет специалистов, ничего не меняя, – кадры вчерашнего дня. Это абсолютно неверный посыл и неверное восприятие реальности. Любая специальность иногда даже за год претерпевает изменения. И даже наборы предшествующего года и последующего могут столкнуться с совершенно разным содержанием программы. Для этого не обязательно менять учебный план или образовательный стандарт: достаточно вносить изменения в содержание отдельных учебных дисциплин. Все это спроецируется на то, что мы подготовим разных специалистов – в зависимости от потребностей экономики, – рассказал Сергей Касперович.
По его мнению, кроме содержания образования, его объема и структуры, важно, как учат молодежь тем знаниям, навыкам и умениям, которые должны быть у будущих специалистов.
– Нужно понимать, что сегодня молодежь другая, и каналы восприятия информации, способы ее получения при, казалось бы, неисчерпаемых объемах информации из интернета, должны быть другими. Приоритет мы видим в современных смешанных методах обучения с использованием IT-технологий. Но самое главное, чтобы во время образовательного процесса инициировалась познавательная активность молодежи, мотивированность к получению знаний. А это – технологии, связанные с проектными методами, деловые игры, – сказал Сергей Касперович.
Так, основная задача проекта «Университет 3.0» не только в развитии научных исследований и образовательной деятельности, но и в формировании нового поколения молодежи, которое само может генерировать стартапы, создавать новые продукты, технологии и их коммерциализировать.
Ярким примером служит Национальный детский технопарк, выпускники которого получают хорошие профориентационные компетенции. Там реализуют проектный подход. Учащихся из регионов, в основном, 9-11 классов отбирают для обучения по различным направлениям. За смену в 21 день ребята разрабатывают и защищают проект. Так выпускники на деле получают действительно хорошие компетенции: навыки исследовательской, проектной работы, soft skills, умение общаться, контактировать с тьютором, преподавателем, с более опытными сверстниками.
Новые специальности
Ежегодно на каждом уровне образования открывается по 3-5 абсолютно новых специальностей. Наш эксперт пояснил:
– Вообще новая – это та специальность, которая впервые запроектирована, внесена в классификатор специальностей и квалификаций. За ней стоит новое содержание, как минимум, на 60% отличающееся от содержания уже имеющихся специальностей. Как правило, начинает подготовку кадров одно учреждение. Через год-два-три подтягиваются другие. В год на каждом уровне образования (высшее, среднее специальное, профтех) появляется от 3 до 5 новых специальностей.
Учреждения образования чутко реагируют на потребности рынка труда, поэтому ряд специальностей со временем исчезают. Бывают случаи, когда через несколько лет к ним возвращаются, перепроектируют – и на основе принципа межпредметности рождается нечто совершенно новое и интересное.
В целом, каждый вуз стремится ежегодно по 2-3 новые для себя специальности открывать. То же самое происходит и в сфере среднего специального и профтехобразования. Но эти специальности не новые для страны, они уже востребованы. Потому можно сказать, что подготовка специалистов сегодня имеет практико-ориентированный характер.
Повысить привлекательность профобразования
В последние годы изменились возможности и условия профтехобразования как стартовой площадки для профессиональной карьеры. Тренд, который наблюдается в мире в силу стремительного развития технологий, – это уменьшение потребностей в профессиях низкой квалификации, ручного труда и увеличение спроса на профессии высокоинтеллектуального труда. Особое внимание уделяется уровню владения цифровыми умениями в условиях повышения производительности.
В целом, система профессионального образования в Беларуси не только сохранена, но и активно модернизируется. Она работает на несколько категорий населения. Первая – это школьники, которые уже на ранних этапах знакомятся с профессией и получают трудовое обучение в общеобразовательной школе. Второе – это выпускники 9-11-х классов, которые осваивают специальности, профессии в профтех и средних специальных учебных заведениях.
Новым этапом стало переобучение взрослого населения. Работников предприятий все чаще направляют в колледжи и профлицеи для переподготовки, повышения квалификации. Лица с ограниченными возможностями могут пройти обучение по основным образовательным программам либо по краткосрочной профессиональной подготовке. Безработные или незанятые также имеют возможность изменить траекторию своей профессиональной деятельности.
Наталья МАРЦИНКЕВИЧ
Фото Александра ПОБАТА