В стране

Как отмена конкурса на автоперевозки отразится на частниках и пассажирах?

Данный шаг предусмотрен проектом Указа Президента, разработанным Минтрансом для дальнейшей либерализации рынка транспортных услуг и развития междугородных автоперевозок пассажиров в регулярном сообщении, отмечает пресс-служба ведомства.

Проект нормативного правового акта прошел общественное обсуждение на официальном сайте Минтранса, был одобрен на заседании общественно-консультативного (экспертного) совета по развитию предпринимательства при министерстве и согласован Советом по развитию предпринимательства. К слову, именно Совет по развитию предпринимательства в свое время выступал за отмену конкурса на право перевозок в регулярном сообщении. Вместо него эксперты предлагали определить критерии для входа перевозчиков на рынок, например, требования к году выпуска автомобилей и квалификации водителей.

После согласования с госорганами проект указа Президента будет направлен в правительство.

Напомним, что ситуация стала накаляться после вступления в силу с 23 января 2018 года изменений в Закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». В частности, много споров вызвал пункт, согласно которому заниматься регулярными перевозками имеют право только победители конкурса.

Также закон обязал перевозчиков заключать договор с оператором либо с заказчиком, которым выступают местные органы власти. Частников эти условия не устроили, ведь, по их мнению, преимущество в таком случае всегда будет на стороне государственных представителей. Минтранс эту информацию опроверг, подчеркнув, что новые условия не только подстегнут частников соблюдать правила перевозок, но и обезопасят пассажиров.

Однако, по мнению заместителя председателя Белорусского профсоюза работников различных форм предпринимательства «Садружнасць» Евгения Климентёнка, для этого существуют другие рычаги и проводить конкурс вовсе не обязательно.

– Конечно, регулярные и нерегулярные перевозчики в свое время оказались в неравном положении, и ситуацию нужно приводить к общему знаменателю. Но я прекрасно понимаю частников, которые не хотят участвовать в конкурсе, поскольку они ничего не приобретут, а могут только потерять. Если мы говорим о качестве оказываемых услуг и безопасности пассажиров, то существует достаточно критериев и способов их оценки. Это и техосмотр машин, и контрольные мероприятия транспортной инспекции, и отслеживание выполнения маршрута. В этом вопросе я солидарен с предложением Совета по развитию предпринимательства. Конкурс лишь создаст напряженность среди перевозчиков, ужесточит контроль соответствующих структур за пассажирскими перевозками, изменит конкурентные условия в этой среде, а также приведет к определенному переделу рынка», – высказал свое мнение руководитель отраслевого профсоюза.

Анастасия ШИРАЛИЕВА

Фото Виталия ГИЛЯ