Наверх

Какие изменения бизнес предлагает ввести для частных перевозчиков

12 июня 2018

Проблемы в этой сфере обострились в связи с изменением Закона «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». Как писал портал 1prof.by, инициаторами поправок выступили многие транспортные компании, которые жаловались на большое количество перевозчиков на рынке, пользующихся несовершенством законодательства. Они выполняли рейсы по определенным маршрутам с установленным расписанием. То есть фактически осуществляли регулярные перевозки под видом нерегулярных.

«Сейчас рынок регулярных перевозок жестко регламентируется: его участники должны проходить конкурс, формировать и утверждать маршруты, согласовывать расписание и интервалы движения транспортных средств по маршрутам, заключать договоры с заказчиком или уполномоченными им операторами и т.д. Это все приводит к серьезным затратам и предусматривает ответственность за нарушение установленных норм и правил. С теми же, кто отвечает требованиям, могут заключить договоры на 5 лет и пролонгировать на столько же без конкурса, что создает определенные гарантии. А новичкам – барьеры для входа на данный рынок», – отметили в Совете по развитию предпринимательства.

За последние 10–15 лет перевозчики, нерегулярно перевозившие пассажиров, сформировали маршрутные сети, начали предоставлять качественные и приемлемые по цене услуги. Иными словами, основная часть из них фактически занималась регулярной деятельностью. Со временем на многих направлениях такие перевозчики заняли доминирующее место.

После принятия закона возможности перевозить пассажиров в нерегулярном сообщении резко сократились. При этом «нерегулярщикам» предложили новые условия работы, во многом для них неприемлемые, не учитывающие наработанный опыт организации обслуживания пассажиров через так называемые «диспетчерские службы». В итоге многие участники рынка оказались вне правового поля, что привело к напряженности в среде автоперевозчиков и потребителей их услуг, т.к. часть маршрутов временно закрылась.

Цены вырастут?

Рабочая группа при Совете по развитию предпринимательства обнародовала несколько фактов, которые не то что не стимулируют идти в «регулярщики», а даже толкают на поиск других, в том числе нелегальных путей работы. В частности, речь идет о длительной процедуре разработки, согласования и утверждения маршрутов, которой занимается в основном заказчик, то есть местные власти или уполномоченные операторы. Поступают жалобы и на владельцев пассажирских терминалов, навязывающих комплекс услуг (например, бронирование и продажу билетов). Причем тарифы на них по Беларуси отличаются в 2–6 раз. Все это приводит к подорожанию услуги для потребителя.

В то же время представители Министерства транспорта и коммуникаций занимают иную позицию. В одном из выступлений начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта министерства Сергей Дубина отметил, что не понимает, какие сейчас проблемы появляются у перевозчиков. Дополнительные требования, вокруг которых развернулось много споров, уже применяются на практике, по ним работают люди.

Что касается цены, то она, понятно, будет повышаться. Ведь дорожает топливо, у перевозчиков появятся расходы на оплату услуг оператора, пассажирского терминала (автовокзала) и т.д. Но не вдвое, как предполагали пассажиры.

Новые условия

По итогам дискуссий внутри рабочей группы, а также совместно с делегированными представителями перевозчиков участники пришли к выводу, что для решения существующих проблем в сфере необходим ряд оперативных и системных решений. Практически все сошлись во мнении, что регулировать автомобильные перевозки в городе и пригороде целесообразно в прежнем режиме. При этом нужно сформировать правовые условия для деятельности коммерческих транспортных платформ для развития конкуренции и повышения качества услуг.

В перспективе необходимы будут комплексные решения с учетом европейских стандартов. Также важно существенно либерализовать рынок междугородних внутриобластных и межобластных автомобильных перевозок пассажиров.

Учитывая все это, совет предложил правительству подготовить и внести в установленном порядке проект декрета Президента, который бы предполагал внедрение новых условий. В частности, заменить конкурс заявительным порядком получения права выполнять автомобильные перевозки в регулярном сообщении на основе договора с заказчиком или оператором по определенному маршруту, расписанию, интервалам движения транспортных средств и т.д.

В течение, к примеру, первых двух лет действия декрета нужны более либеральные условия. А через определенный промежуток времени – более жесткие требования к обновлению автопарка, а также постоянный контроль за скоростным режимом автомобиля, режимом труда и отдыхом водителей.

Учитывать интересы

В Белорусском профсоюзе работников различных форм предпринимательства «Садружнасць» есть организации как регулярных, так и нерегулярных перевозчиков.

«Проблемы, связанные с нечестной конкуренцией со стороны «нелегалов», электронных сервисов заказа автомобилей давно существуют в сфере такси.  У нас допускается заказывать через электронный сервис автомобиль с водителем, не имеющим специальной подготовки для оказания услуг по перевозке пассажиров. И в данной ситуации безопасность пассажиров государственные органы не беспокоит. Почему тогда диспетчеру «нерегулярщиков» нельзя электронным образом принимать заявки на междугородние перевозки? — отметил заместитель председателя отраслевого профсоюза Евгений Климентёнок. – Считаю, что «нерегулярщики» в той же степени, как и «регулярщики», заинтересованы в безопасности перевозок, в целом в предоставлении пассажирам качественных услуг. Ведь это их заработок».

По мнению заместителя председателя профсоюза, частники, в том числе на нерегулярных перевозках, пользуются спросом у пассажиров – вот в чем проблема. При этом государственные транспортные предприятия, автовокзалы находятся в сложном материальном положении, особенно в регионах. Они выполняют перевозки (городские, пригородные), в том числе по социально значимым маршрутам и по фиксированным ценам, и должны получать дотацию из местных бюджетов в полном объеме. Но на деле этого нет.

Евгений Климентёнок добавил, что нововведения не помогут избавиться от нелегалов. Ведь среди таксистов такие до сих пор есть. А транспортная инспекция просто не сможет всех проконтролировать. Не стоит забывать и об удобстве для пассажиров: кому-то проще действительно уехать с автовокзала, а кому-то – с ближайшей автобусной остановки.

«Я не считаю, что в данной ситуации надо отстаивать интересы только «нерегулярщиков» или наоборот. И государственные, и частные предприятия, осуществляющие регулярные перевозки, из-за сложившихся неравных условий многое теряют. Поэтому на государственном уровне нужно выработать такие решения, которые бы учитывали интересы и различных категорий перевозчиков, и, конечно, пассажиров», — заключил Евгений Климентёнок.

Ирина ЯНУШКЕВИЧ

Фото Валерия КАРТУЛЯ

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
25 апреля 2024 24 апреля 2024 23 апреля 2024 22 апреля 2024
Все новости