В стране

Какие преференции смогут стимулировать рынок? Обсуждаем с экспертом проект указа о возврате НДС за электромобиль

Министерство по налогам и сборам предложило всем желающим обсудить порядок возврата суммы НДС, уплаченной физлицом при приобретении электромобиля на территории Беларуси. С соответствующим постановлением Совета Министров, вынесенным на общественное обсуждение, можно ознакомиться на правовом форуме.

Согласно будущему указу, физлицу могут вернуть сумму налога на добавленную стоимость (НДС), уплаченную при покупке электромобиля в Беларуси с 15 июня 2020 года по 31 декабря 2025 года. Но здесь есть ряд нюансов.

Так, автомобилист получит назад не более 500 базовых величин (на день покупки авто). Например, сегодня этот показатель равен 27 рублям. Значит, общая сумма возврата составит 13 500 рублей или 5 510 долларов.

Для возврата НДС человеку необходимо уведомить налоговую службу по месту жительства о покупке электромобиля и уплате налога, а также приложить оригиналы и копии ряда документов. В их числе договор купли-продажи электромобиля или лизинга, счет-справка (при наличии) и свидетельство об уплате стоимости авто, включая НДС.

Также налоговый орган имеет право запросить у продавца (лизингодателя) дополнительную информацию для подтверждения факта приобретения электромобиля.

Возврат НДС предусмотрен в течение 30 календарных дней с момента подачи документов в налоговую. Если у покупателя электромобиля есть задолженность по налогам или штрафам, уплату которых контролирует МНС, ее погасят из суммы возвращаемого налога. Однако если в налоговую предоставлена не вся необходимая информация, человеку могут отказать в возврате НДС.

За комментарием по данному законопроекту 1prof.by обратился к председателю Белорусской автомобильной ассоциации Сергею Михневичу.

– Этот документ находится в стадии утверждения, и многое в нем может быть изменено, – считает собеседник. – Скажу лишь, что взыскивать задолженности с физлица государство имеет право, ведь электромобиль – удовольствие недешевое, чтобы можно было так запросто утаить доходы на его приобретение.

При этом сумма, которую вернут, не такая уж маленькая, поэтому можно всерьез задуматься о покупке транспортного средства данного типа. Уверен, найдутся люди, которые увидят выгоду такого субсидирования от стоимости владения и эксплуатации.

По словам Сергея Михневича, данный шаг похож на меры по стимулированию рынка электрокаров в Европе. И у нас пока речь идет о возврате чуть большей суммы: в странах ЕС средний размер компенсации составляет 4,5 тыс. евро (так было до пандемии).

– Повлияет ли данная мера на увеличение в Беларуси спроса на электромобили?

– В условиях, которые может создать принятие указа, спрос начнется лишь на электрокары с пробегом и исключительно для физлиц, – отмечает председатель БАА. – В Беларуси пока не созданы условия для массового ввоза новой техники. Так, чтобы юридическое лицо (дилер) доставило сюда электромобиль с конвейера, нужно решить вопросы омологации. Они останутся открытыми, пока автодилеры не договорятся с производителями или их представителями по сертификации на территории Таможенного союза.

Также не решен вопрос с утилизацией батарей. На мой взгляд, лучше позаботиться об этом заранее без накопления критической массы отработанных аккумуляторов, чтобы в будущем избежать беды. Ведь появление в стране электрокаров с пробегом, а значит, неновыми батареями обнажит эту проблему быстрее, чем кажется.

Сегодня покупка электрокара является дорогим удовольствием. Стоимость этих машин достаточно высока даже с учетом субсидии. К тому же срок действия данного указа заканчивается в 2025 году, а льгота на таможенную пошлину в странах ТС действует до конца 2021-го. Если ее продлят, то парк электромобилей в нашей стране может существенно увеличиться. Но это вряд ли случится за полтора года: нынешний кризис внес существенные коррективы во все сферы экономики.

– На какой прирост рынка электрокаров мы можем рассчитывать, если все сложится удачно?

– Даже если мы достигнем 3–5%, это будет очень хорошо. Сегодня парк легкового транспорта в стране исчисляется 3 миллионами. Из них 3%, или 150 тысяч, – электрокары. К тому же ежегодно в страну ввозится около 100 тысяч автомобилей (новых и поддержанных). Я считаю, достичь годового объема столь прогрессивной техники – действительно хороший результат. Но чтобы он был, нужно соблюсти все названные выше условия.

Максим КОЗЛОВ

Фото из открытых интернет-источников