Наверх

Каково работать на круизном лайнере: график нон-стоп и ковчег толерантности

27 июня 2017

Видят ли работники круизного лайнера красоты побережий только из иллюминатора и берут ли на корабль без знания английского языка?

Работа на круизном лайнере многим представляется ожившей сказкой: шикарный корабль, потрясающий вид из иллюминатора, новые страны, манящие с той стороны Атлантического океана… Но так ли прекрасен палубный рай и для кого работа на корабле станет мучением, специально для 1prof.by рассказала белоруска Аня Игнатенко.

На круизном лайнере она отработала два контракта по 8 месяцев каждый. Сейчас Аня – инструктор по фитнесу, добилась звания мастера спорта по бодибилдингу, активно выступает на соревнованиях в Беларуси и за рубежом. Но, как признается героиня, время, проведенное на лайнере, до сих пор вспоминает с ностальгией.

– Я училась в Москве на факультете гостиничного и ресторанного бизнеса Института отраслевого менеджмента, когда мне на глаза попалась статья в газете о круизном лайнере. Помню, как у меня захватило дух от одних фотографий. Корабль такой большой! А маршрут такой интересный, что весь мир посмотреть можно! Я по натуре путешественник, не могу сидеть на одном месте. Решила, что хочу, и поехала, – улыбается Аня.

Возьмите на борт

Чтобы попасть на круизный лайнер, нужно пройти собеседование в агентстве. Желающим получить здесь работу нужно морально подготовиться – предварительные расходы потянут на 1 000–1 500 долларов. В эту сумму входит оплата собеседования, подготовительных курсов, паспорта моряка, визы, прохождения медкомиссии и авиабилетов до города, откуда отправляется корабль.

– Тебе может «повезти» – и лететь нужно будет до итальянского прибрежного города. А может «не повезти» – и придется раскошелиться на билет до Аляски или Сиднея, – поясняет Аня Игнатенко.

По словам девушки, основной критерий отбора, за исключением состояния здоровья, это знание английского языка. От уровня владения языком напрямую зависит позиция, на которой ты будешь работать, а значит – и заработная плата.

– Английский я учила, как и все, в школе, потом в колледже и институте. Причем каждый год учить язык приходилось заново, – шутит девушка. – Из-за моего уровня мне предложили одну из невысоких позиций – помощника официанта в буфете. Работа «подай-принеси», прибери со стола и так далее. Как-то раз меня на 2 месяца поставили продавать мороженое – отличное было время.

На лайнере хорошо развита система промоушена. После того как ты попал на корабль, все становится возможным.

– Ты можешь расти и развиваться. Все зависит только от тебя. Прямо на корабле можно пройти языковые курсы. И если ты больше не хочешь работать официантом в ресторане, а мечтаешь надеть красивый костюм и разговаривать с гостями, то сменить позицию возможно, – убеждает девушка. – Для этого проверяют уровень английского языка и дают информацию, которую нужно выучить. Человеку, желающему устроиться в подразделение по продаже экскурсий, помимо должностных обязанностей и других правил, нужно выучить еще и все возможные программы, которые предлагают на лайнере, информацию о портах, странах и маршрутах. Через пару месяцев он проходит экзамен, если сдал успешно, то заносят в лист ожидания. Когда освобождается желаемая позиция, принимают на новый уровень.

По воспоминаниям Ани Игнатенко, на ее кораблях существовала негласная ротация: среди офицерского состава команды корабля большинство греки, а почти все работники сферы развлечений (артисты, музыканты, танцовщики) – американцы. При этом на лайнере много индусов, филиппинцев, есть и славяне. Из-за этого корабельный английский, бытовавший на лайнере, беспощадно смешал в себе десятки других языков.

– Очень много помню словечек из испанского, ямайского, филиппинского языков. Например, «мамагайо» – это человек, который слоняется без дела, лентяй. А когда у тебя все хорошо, нужно отвечать «я-а, ман», – вспоминает Аня.

Плавучий остров высотой 300 метров

Круизный лайнер – как маленькое густонаселенное государство с порядка 90 национальностями. По всем 16 этажам корабля снуют 2,5 тыс. пассажиров и 1,5 тыс. работников. Причем лица гостей сменяются каждые 2 недели. И гости – открытые, любопытные иностранцы, многие из которых даже не знают, где находится Беларусь.

– Мое первое плавание началось в Средиземном море. Там мы были с весны по октябрь. Потом в Европе похолодало, и корабль поплыл через Атлантический океан в Америку – через Майами, Карибские острова, Мексику. Второй мой контракт начался на Аляске, потом мы двинулись вдоль Западного побережья Соединенных Штатов, пересекли Гавайи и отправились к Австралии. Там мы курсировали около полугода. Плавали и у берегов Новой Зеландии, – мечтательно улыбается Аня.

В память о круизах у нее осталось множество фотографий и еще больше впечатлений. Во многих городах, куда заходил корабль, Ане удалось побывать. Когда в Австралии она впервые увидела кенгуру, счастью не было предела…

– Конечно, это нельзя назвать детальным погружением в новые страны. На лайнере в ресторане я работала каждый день. И полноценных выходных у меня не было (работникам на более высоких позициях выходные предоставляют. – Прим. авт.), – рассказывает девушка. – Выходным считался день, если мне нужно было работать только вечером.

На корабле для персонала предусмотрены отдельная палуба, куда можно выйти и позагорать, свой тренажерный зал, бар, где по вечерам устраивают мероприятия, и столовая. По воспоминаниям Ани, повар пытался подстроиться под разношерстную мультинациональную компанию и пару раз даже приготовил что-то отдаленно похожее на борщ.

Бочка дегтя с ложкой меда

– Работа была физически сложной, рутинной. И за полгода без выходных очень сильно изматываешься. Свободного времени было немного, мы работали по 10 часов в день. Сейчас я понимаю, что на корабле была гораздо более организованным человеком. За 30 минут я могла успеть перекусить, переодеться и даже поспать, чтобы потом с новыми силами идти работать, – вспоминает Аня Игнатенко.

Персонал на корабле, как правило, живет в маленькой каюте по два человека, размером чуть больше тамбура в поезде. Спят на двухъярусных кроватях, где в ногах у каждого находится свой телевизор.  

– Если вы хотите работать на корабле, у вас не должно быть завышенных требований к комфорту, клаустрофобии и лишнего веса. Я слабо себе представляю, как в тех маленьких каютах может развернуться полный человек, – предостерегает героиня.

Если работа пришлась не по душе (а такое бывает, особенно в первые месяцы), без проблем можно уволиться. Только в этом случае вас высадят в ближайшем порту, не оплатят обратный билет и, если через пару месяцев вы передумаете и решите продолжить круиз, назад вас уже не пустят.

***

– Это меняет жизнь в корне. И только от тебя зависит, какой опыт ты получишь и воспользуешься ли возможностями, которые у тебя появляются. Если бы я побоялась и не поехала, то никогда в жизни, наверное, не побывала бы и в половине стран, – рассуждает Аня Игнатенко. – Мне с юности казалось, что где-то там будет лучше и интереснее. Если бы я не попробовала, то всю жизнь жалела бы, что упустила что-то колоссальное. Теперь понимаю: искать нужно не место, а себя. Сегодня с уверенностью могу сказать: у меня есть любимое дело, которое делает меня счастливой, и повезло, что им я могу заниматься в Беларуси. Поэтому «там» мне было хорошо, но «здесь» все-таки лучше.

Диана ФИЛИМОНОВА

Фото из личного архива Анны Игнатенко

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
16 апреля 2024 15 апреля 2024 14 апреля 2024 13 апреля 2024 12 апреля 2024
Все новости