Когда беспилотникам в Беларуси дадут зеленый свет
В марте этого года в нашей стране появилось общественное объединение «Белорусская федерация беспилотной авиации». Как рассказал заместитель председателя организации Глеб Бондарик, главная цель федерации – разработка легковыполнимых правил полетов, которые будут содействовать развитию беспилотной авиации в республике.
В настоящее время, по подсчетам федерации, в гражданском секторе Беларуси активно эксплуатируются около 3 500 беспилотных летательных систем (беспилотник или дрон – летательный аппарат без экипажа на борту. – Прим. авт.). Их использование происходит в соответствии с Указом Президента № 81. Согласно документу, все беспилотники в нашей стране приравнены к авиамоделям. По словам Глеба Бондарика, для того, чтобы это изменить, необходимо внести поправки в Воздушный кодекс.
Однако для начала, по мнению экспертов, нужно классифицировать беспилотные летательные аппараты. В Беларуси существует три вида авиации: государственная, гражданская и экспериментальная. К какому из них отнести квадрокоптер?
К примеру, все беспилотники, относящиеся к экспериментальной авиации, должны быть зарегистрированы в Государственном военно-промышленном комитете. Без регистрации воздушное пространство может использоваться только на территории полигона. При этом применять экспериментальную авиацию в коммерческих целях вправе только те предприятия, которые наделены им в установленном порядке. Предоставить это право может лишь Президент Беларуси. Распоряжением главы государства в нашей стране им обладают только два отечественных предприятия: ОАО «АГАТ – системы управления» и ОАО «558 Авиационный ремонтный завод». Беспилотники, владельцами которых являются эти организации, могут в коммерческих целях проводить экспериментальные исследования.
По законодательству, в том числе международному, все воздушные суда должны быть зарегистрированы и сертифицированы (иметь свидетельство лётной годности). По мнению экспертов, регистрация беспилотников – не выход из положения. Во-первых, этим должна заниматься отдельная организация. Во-вторых, массовая регистрация таких аппаратов приведет к огромным очередям. В-третьих, по мнению представителей Минобороны, есть смысл регистрировать лишь аппараты определенного класса, которые представляют опасность. Остальные дроны должны подлежать учету. И, скорее, даже не сами аппараты, а их владельцы. Такой опыт применяется в США – там информация о владельцах беспилотников вносится в специальную базу.
Запретные зоны
В Беларуси есть ряд объектов, сведения о которых относятся к информации ограниченного пользования. В нашей стране насчитывается 16 запретных зон. К ним относятся крупные промышленные объекты, закрытые воинские части, аэродромы гражданской авиации, Национальный аэропорт «Минск». С картой запретных зон можно ознакомиться на сайте Министерства обороны.
Как отметили в Департаменте по авиации Министерства транспорта и коммуникаций, в ближайшее время будет создан сайт, содержащий информацию по всей воздушной обстановке в стране в режиме реального времени с указанием запретных, ограничительных и специальных зон полетов.
Для проведения аэросъемки с помощью беспилотников нужно специальное разрешение Министерства обороны. Порядок его получения прописан в постановлении Совета Министров № 1471 «Об утверждении Правил использования воздушного пространства Республики Беларусь».
Таким образом, за несколько дней до проведения фото- и видеосъемки нужно подать заявку в Министерство обороны. После получения одобрения разрешены съемки вне запретных зон. Затем отснятый материал необходимо передать на просмотр в Минобороны. «Подобная схема создает неудобства, однако более четкого законодательства в отношении беспилотников пока не существует», – подчеркнул Глеб Бондарик.
В настоящее время Министерство обороны изучает опыт использования беспилотных летательных аппаратов в зарубежных странах. По европейским требованиям, например, допуск любого дрона в воздушное пространство разрешен только в том случае, если на нем установлен специальный датчик, который передает операторам и диспетчерам информацию о своем местонахождении. К тому же беспилотник должен быть оснащен специальной аппаратурой предупреждения сближения с другим воздушным судном. Вместе эти устройства весят порядка 50 килограммов.
К слову, за нарушение правил использования воздушного пространства (ст. 18.41 КоАП) предусмотрено предупреждение или штраф в размере до 20 базовых величин для физических лиц и до 50 базовых – для юрлиц. За повторное нарушение в течение года физические лица заплатят от 10 до 50 базовых, юридические лица – 20–100 базовых величин.
Дроны и урожай
В западных странах беспилотники успешно применяются в сельском хозяйстве, например, в так называемом «точном земледелии». Использование небольшого летательного аппарата позволяет отследить всхожесть растений.
Три года назад в Беларуси появился отечественный стартап OneSoil – онлайн-сервис для мониторинга состояния посевных площадей, увеличения урожайности и экономии ресурсов с использованием искусственного интеллекта. Для сбора уникального урожая данных с полей применяются дроны.
«Для сельского хозяйства нам хватает спутниковых данных. Однако в Беларуси, как и в ряде других стран, эти данные обновляются не так часто, как хотелось бы. Кроме того, бывают месяцы, когда получить точные сведения невозможно из-за облачной погоды, – рассказывает разработчик сервиса Вячеслав Мазай. – Аэросъемка с дронов позволяет анализировать данные о почвах, рельефе, погоде. На основе полученной информации мы предоставляем рекомендации фермерам по внесению удобрений. В прошлом году данный метод позволил сэкономить порядка 30% удобрений. Однако его повсеместному внедрению мешают законодательные проволочки», –считает разработчик.
Анастасия ШИРАЛИЕВА
Фото Валерия КАРТУЛЯ