Наверх

Когда беспилотникам в Беларуси дадут зеленый свет

05 мая 2017

В марте этого года в нашей стране появилось общественное объединение «Белорусская федерация беспилотной авиации». Как рассказал заместитель председателя организации Глеб Бондарик, главная цель федерации – разработка легковыполнимых правил полетов, которые будут содействовать развитию беспилотной авиации в республике.

В настоящее время, по подсчетам федерации, в гражданском секторе Беларуси активно эксплуатируются около 3 500 беспилотных летательных систем (беспилотник или дрон – летательный аппарат без экипажа на борту. – Прим. авт.). Их использование происходит в соответствии с Указом Президента № 81. Согласно документу, все беспилотники в нашей стране приравнены к авиамоделям. По словам Глеба Бондарика, для того, чтобы это изменить, необходимо внести поправки в Воздушный кодекс.

Однако для начала, по мнению экспертов, нужно классифицировать беспилотные летательные аппараты. В Беларуси существует три вида авиации: государственная, гражданская и экспериментальная. К какому из них отнести квадрокоптер?

К примеру, все беспилотники, относящиеся к экспериментальной авиации, должны быть зарегистрированы в Государственном военно-промышленном комитете. Без регистрации воздушное пространство может использоваться только на территории полигона. При этом применять экспериментальную авиацию в коммерческих целях вправе только те предприятия, которые наделены им в установленном порядке. Предоставить это право может лишь Президент Беларуси. Распоряжением главы государства в нашей стране им обладают только два отечественных предприятия: ОАО «АГАТ – системы управления» и ОАО «558 Авиационный ремонтный завод». Беспилотники, владельцами которых являются эти организации, могут в коммерческих целях проводить экспериментальные исследования.

По законодательству, в том числе международному, все воздушные суда должны быть зарегистрированы и сертифицированы (иметь свидетельство лётной годности). По мнению экспертов, регистрация беспилотников – не выход из положения. Во-первых, этим должна заниматься отдельная организация. Во-вторых, массовая регистрация таких аппаратов приведет к огромным очередям. В-третьих, по мнению представителей Минобороны, есть смысл регистрировать лишь аппараты определенного класса, которые представляют опасность. Остальные дроны должны подлежать учету. И, скорее, даже не сами аппараты, а их владельцы. Такой опыт применяется в США – там информация о владельцах беспилотников вносится в специальную базу.

Запретные зоны

В Беларуси есть ряд объектов, сведения о которых относятся к информации ограниченного пользования. В нашей стране насчитывается 16 запретных зон. К ним относятся крупные промышленные объекты, закрытые воинские части, аэродромы гражданской авиации, Национальный аэропорт «Минск». С картой запретных зон можно ознакомиться на сайте Министерства обороны.

Как отметили в Департаменте по авиации Министерства транспорта и коммуникаций, в ближайшее время будет создан сайт, содержащий информацию по всей воздушной обстановке в стране в режиме реального времени с указанием запретных, ограничительных и специальных зон полетов.

Для проведения аэросъемки с помощью беспилотников нужно специальное разрешение Министерства обороны. Порядок его получения прописан в постановлении Совета Министров № 1471 «Об утверждении Правил использования воздушного пространства Республики Беларусь».

Таким образом, за несколько дней до проведения фото- и видеосъемки нужно подать заявку в Министерство обороны. После получения одобрения разрешены съемки вне запретных зон. Затем отснятый материал необходимо передать на просмотр в Минобороны. «Подобная схема создает неудобства, однако более четкого законодательства в отношении беспилотников пока не существует», – подчеркнул Глеб Бондарик.

В настоящее время Министерство обороны изучает опыт использования беспилотных летательных аппаратов в зарубежных странах. По европейским требованиям, например, допуск любого дрона в воздушное пространство разрешен только в том случае, если на нем установлен специальный датчик, который передает операторам и диспетчерам информацию о своем местонахождении. К тому же беспилотник должен быть оснащен специальной аппаратурой предупреждения сближения с другим воздушным судном. Вместе эти устройства весят порядка 50 килограммов.

К слову, за нарушение правил использования воздушного пространства (ст. 18.41 КоАП) предусмотрено предупреждение или штраф в размере до 20 базовых величин для физических лиц и до 50 базовых – для юрлиц. За повторное нарушение в течение года физические лица заплатят от 10 до 50 базовых, юридические лица – 20–100 базовых величин.

Дроны и урожай

В западных странах беспилотники успешно применяются в сельском хозяйстве, например, в так называемом «точном земледелии». Использование небольшого летательного аппарата позволяет отследить всхожесть растений.

Три года назад в Беларуси появился отечественный стартап OneSoil – онлайн-сервис для мониторинга состояния посевных площадей, увеличения урожайности и экономии ресурсов с использованием искусственного интеллекта. Для сбора уникального урожая данных с полей применяются дроны.

«Для сельского хозяйства нам хватает спутниковых данных. Однако в Беларуси, как и в ряде других стран, эти данные обновляются не так часто, как хотелось бы. Кроме того, бывают месяцы, когда получить точные сведения невозможно из-за облачной погоды, – рассказывает разработчик сервиса Вячеслав Мазай. – Аэросъемка с дронов позволяет анализировать данные о почвах, рельефе, погоде. На основе полученной информации мы предоставляем рекомендации фермерам по внесению удобрений. В прошлом году данный метод позволил сэкономить порядка 30% удобрений. Однако его повсеместному внедрению мешают законодательные проволочки», –считает разработчик.

Анастасия ШИРАЛИЕВА

Фото Валерия КАРТУЛЯ

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
22 ноября 2024 21 ноября 2024 20 ноября 2024
Все новости