Когда Полоцк станет столицей и почему в Беларусь не вернутся портреты Радзивиллов
В этом году Белорусский фонд культуры празднует 30-летие. Хранители национальных ценностей рассказали о достижениях и разочарованиях последних десятилетий.
За годы существования Белорусский фонд культуры (БФК) сделал немало для сохранения культурно-исторических ценностей, развития народных традиций, поддержки профессионального и любительского творчества. «Сегодня Белорусский фонд культуры является аккумулятором гражданских инициатив. Он проводит очень большую работу, пытаясь объединить усилия Министерства культуры, общественных организаций и местных властей», – считает заместитель председателя совета БФК Тадеуш Стружецкий.
Планов громадьё
На этот год у фонда большие планы. Например, поиск точного места захоронения Франциска Скорины. До сих пор существуют только предположения по этому поводу: считается, что Скорина умер около 1551 года в Праге, которая в то время была в составе Королевства Богемия. Причем такое заключение основано на одном косвенном факте: в 1552-м сын белорусского издателя Симеон Рус приезжал в Прагу за наследством. Конечно, узнать сейчас, что происходило в Богемии XVI века, невероятно сложно, но не невозможно, считают в фонде культуры. Идею уже поддержало Министерство иностранных дел, посольство Беларуси в Чехии, создана инициативная группа, которая занимается анализом документов.
Недавно БФК выступил также с предложением присвоить имя Франциска Скорины Национальной библиотеке Беларуси.
БФК активно содействует сбору средств на реставрацию – в частности, фресок Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря. И проекты по сохранению культурно-исторических ценностей Полоцка под эгидой фонда культуры продолжатся. На недавней пресс-конференции зампредседателя совета БФК Анатолий Бутевич заявил: «Мы хотим, чтобы Полоцк стал второй столицей белорусской государственности – он этого заслуживает». Напомним, что в 2013 году Полоцк потерял статус города и стал райцентром.
Один из важнейших проектов фонда – объявленная в 2015-м республиканская акция по сбору средств на реставрацию Национального санктуария костела бернардинцев в Будславе Мядельского района. Собран 61 млн неденоминированных рублей – это спонсорские средства и частные пожертвования, переданные верующими Красному и Кафедральному костелам в Минске, а также будславскому костелу бернардинцев.
Сбор средств будет продолжен. Заместитель министра культуры Беларуси Василий Черник рассказал, что в каждом костеле рядом с ящиком пожертвований находится журнал: в нем могут записаться все, кто внес свою лепту, – эти имена сохранят в будславском костеле как исторический документ.
Утраченного не вернуть?
Уже 25 лет при Белорусском фонде культуры действует общественная комиссия «Вяртанне». И только в январе 2017-го была сформирована также государственная комиссия по выявлению, возвращению, совместному использованию и введению в научный и культурный оборот национальных культурных ценностей, оказавшихся за пределами страны. По мнению Василия Черника, следующий шаг – создание закона о реституции, возврате культурных ценностей.
«Возвращать в страну ценности очень тяжело. Тем более, что в Беларуси ситуация с утраченным несколько иная, чем в других государствах, – говорит председатель совета БФК Владимир Гилеп. – Есть ценности, которые были украдены и вывезены за границу, но есть и те, что были переданы на законных основаниях. И в этом случае добиться правды сложно».
Как, например, в ситуации с 91 портретом князей Радзивиллов. Известно, что в 1951 году польское правительство обратилось в ЦК КПСС с требованием вернуть им сто портретов Радзивиллов. Руководство советской Белоруссии удовлетворило просьбу, даже не сделав какой-либо попытки доказать свои права на национальное наследие. «Сейчас нет никакой возможности их вернуть. Мы можем только делать копии и надеяться на подарки из Варшавы», – с сожалением констатирует Владимир Гилеп.
Не только крест Евфросинии
Белорусское национальное достояние действительно разбросало по свету. Известно, что в собраниях замка крестоносцев в польском городе Мальборк хранится около ста слуцких поясов. В Германии – библиотека Несвижской ординации Радзивиллов. Недавно сотрудники департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Беларуси вместе с директором Владимиром Адамушко проделали огромную работу по виртуальной реконструкции архивов Радзивиллов.
Похоже, что перенос на электронные носители – пока единственный доступный способ сохранить для белорусов их национальное наследие. С 1920-х ведутся безнадежные переговоры о возвращении в Беларусь библиотеки графов Хрептовичей, которая была передана на сохранение в Киев в начале Первой мировой войны.
Между прочим, значительная часть белорусских культурных ценностей осела на востоке. Из-за участия Доминика Радзивилла в войне 1812 года все имущество Несвижского замка было реквизировано Российской империей. Как и богатейшие книжные архивы рода Сапегов, которые были вывезены вместе с имуществом после восстания 1830–1831 годов. Известно, что в соседней стране находится и большая часть из 520 книг Франциска Скорины.
«Чтобы вернуть хотя бы часть, нужна целая служба юристов-международников, которые бы разобрались, какие ценности были вывезены на законных основаниях, а какие нет», – заключает Владимир Гилеп. А пока остается надеяться на щедрость нынешних владельцев ценностей или на то, что какие-то из национальных святынь удастся выкупить у коллекционеров или музеев других стран. Как, например, Брестскую Библию 1563 года – недавно ее предложили продать Национальной библиотеке. Сейчас идет сбор средств, чтобы вернуть реликвию на родину.
Диана ФИЛИМОНОВА