Когда в СССР появился Знак качества и какое белорусское изделие получило его первым
В середине 1960-х гг. в СССР назрела потребность в формировании новой системы качества производимых в стране товаров. Этого хотели как потребители, так и производители.
С целью стимулирования повышения качества и эффективности производства товаров и был введен Знак качества СССР, ставший популярным в эпоху социализма.
Всё началось с того, что 5 января 1967 г. газета «Советская торговля» опубликовала небольшую заметку, после которой жизнь многих советских граждан круто изменилась. Она гласила: «Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете министров СССР объявляет конкурс на изображение знака качества. Победитель будет награжден премией в размере 250 рублей».
Газеты и радио объясняли, что Государственный знак качества СССР будет использован для маркировки товаров гражданского назначения, выпущенных на предприятиях союзных республик, которые отвечают высоким стандартам, предъявляемым к производимой продукции.
Новость о конкурсе граждане встретили с энтузиазмом. Более 200 вариантов будущего знака качества были представлены на рассмотрение жюри, в которое вошли представители Академии художеств, Министерства культуры СССР, члены Союза художников и сотрудники журнала «Декоративное искусство».
Знак представляли по-разному. Кто-то видел его как узор с гайками, циркулями и разводными ключами. Другие рисовали его похожим на знаменитую скульптурную композицию с рабочим и колхозницей. Третьи предлагали курицу, несущую золотое яйцо, как символ счастья и благополучия или медведя с коромыслом, воплощающего в себе силу и основательность.
Победителем признали знак, который, как отмечают одни источники, разработали специалисты Всесоюзного научно-исследовательского института стандартизации Владимир Лазурский, Борис Макин и Валентин Гуков. В других источниках заявлено, что государственный Знак качества СССР разработал гравёр Николай Волков.
Государственный знак качества выглядит как пятиугольник со слегка выпуклыми сторонами. Он напоминает пятиконечную звезду, а кроме того пять граней ассоциировали с надёжностью, доступностью, безопасностью, эстетичностью, новаторством. Внутри была вписана фигура, которая напоминала рычажные весы и букву «К», повёрнутую на 90 градусов вправо.
Знак качества СССР официально утвердили довольно быстро после объявления конкурса – 20 апреля 1967 года. После объявления по Центральному телевидению о появлении Знака качества буквально сотни предприятий Советского Союза заявили, что готовы доказать, что их продукция соответствует высоким требованиям.
Сам знак должен был наноситься на продукцию и упаковку, а также дублироваться в документации, сопровождающей товар, на этикетках и ярлыках.
Предприятия Белорусской Советской Социалистической Республики активно включилась в борьбу за получение Знака качества. К тому времени товары белорусских предприятий были хорошо известны в СССР. Однако заслужить этот знак можно было только по результатам государственной аттестации и не более, чем на 2-3 года, дальше требовалась переаттестация.
Белорусские специалисты очень быстро справились с заданной целью. В канун 1 мая 1967 г. с конвейера сошла первая партия большегрузных самосвалов БелАЗ-540А. Уже 4 августа в газете «Советская Белоруссия» вышла статья, где сообщалось, что первым в нашей республике получил «Знак качества» самосвал для перевозки грунта «БелАЗ-540А», созданный на автозаводе в Жодино. Он стал первым автомобилем в СССР, удостоенным Государственного знака качества, который затем гордо красовался на его кабине. Эта модель без каких-либо серьезных изменений выпускалась более десяти лет.
Наши БЕЛАЗы были очень востребованы на стройках и карьерных разработках по всему Советскому Союзу, а вскоре о них узнали и за рубежом. В 1970-е гг. белорусские карьерные самосвалы покупали в 27 странах мира.
Сергей КИРИК
Фото из открытых интернет-источников