Комфорт, модные тенденции, нестандартные решения: как одеть школьников к 2023/2024 учебном году в едином стиле
Второй день 46-й Международной выставки-ярмарки по оптовой продаже товаров легкой промышленности BelTexIndustry-2022 в Национальном выставочном центре «БелЭКСПО» начался с демонстрации коллекции одежды, обуви и кожгалантерейных изделий делового стиля, разработанных к началу нового 2023/2024 учебного года.
Тема введения с 2023 года в школах Беларуси единой школьной формы вызывает неподдельный интерес в белорусском обществе, как со стороны школьников и их родителей, педагогического сообщества, так и отечественных производителей и торговых сетей. Поэтому в рамках выставки у предприятий легкой промышленности была возможность показать свои последние разработки. А у родителей, педагогов и представителей торговых сетей – присмотреться к новинкам и узнать, куда двигается в своем развитии отрасль.
Модели Национальной школы красоты представили коллекции, созданные профессионалами предприятия концерна «Беллегпром». Показ открыл бренд «Полесье», который представил удобную одежду для школьников, призванную сделать учебные будни приятными. Отличительная черта коллекции под названием «Schools» – оригинальный крой, качественные и современные эластичные ткани. Все изделия можно компоновать между собой, создавая идеальные образы, оставаясь в рамках школьного дресс-кода.
Бренд «Свiтанак» презентовал сразу две коллекции. Смелая клетка и насыщенные цветовые решения, лаконичные силуэты платьев, актуальное решение в виде бомберов и кюлотов – все это воплотил дизайнер Михаил Мытник в представленных эксклюзивных моделях под названием «Алгоритм».
В новом школьном сезоне подобная одежда поможет решить задачу, как выглядеть стильно и актуально. Изделия выполнены из уникального полотна с комбинацией нескольких видов пряжи и вполне могут стать не только новым прочтением одежды для школьников, но и любимыми предметами школьного детей.
Еще одну коллекцию «Алиса» разработали авторы Алеся Титовец и Екатерина Бивина. Модели удивляли сочетанием объемной черно-белой клетки и цветового решения. Такая одежда подойдет для досуга и занятий спортом.
ОАО «Славянка» в этом сезоне выпустила стильную школьную коллекцию, в которой представлены сарафаны, блузы, комбинированные джемпера и жилеты, брюки палаццо. Традиционные виды трикотажного полотна дополнены новыми видами материалов – меланжированное и хлопчатобумажное полотно футер трехнитка.
К слову, изделия из этой ткани сегодня трансформируются из спортивной одежды в классические модели, причем по своим эксплуатационным качествам соответствуют гигиеническими требованиям к одежде для школьников. На этом и сыграл производитель.
В дизайне новой коллекции широко использован новый элемент – термотрасфер. Им украсили сарафаны, блузки и платья. Термотрасфер позволяет выражать свою индивидуальность и искать собственный стиль в одежде. Изделия новой коллекции можно сочетать и комбинировать, а капсулу формировать из 4 единиц: юбка, брюки, жилет и блуза.
Кампания «БелКредо» предложила свое видение того, во что одеть мальчишек-школьников. Одежда из полушерстяных тканей и трикотажных полотен с применением различных отделочных и декоративных элементов достойна внимания детей и родителей. Комфортный трикотажный пиджак, актуальный бомбер, стильная жилетка – обязательные вещи школьного гардероба.
Коллекция от «Калинки» отличается нарядностью и элегантностью. Модели одежды гармонично дополнены тканями в клетку и полоску, декоративным кружевом, металлической фурнитурой и вышивкой. Представлен широкий выбор блузок от повседневных трикотажных до нарядных с вышивкой.
Торговая марка «Франтишка» Жлобинской швейной фабрики представила коллекцию в гармоничном и элегантном стиле. Предпочтение производитель отдал темно-синим тонам. Линейка школьной одежды включает платья, сарафаны, блузки, жилеты, брюки.
Дискуссия о том о том, в какие фасоны и цвета одеть школьников в едином стиле продолжилась уже в конференц-зале «БелЭкспо» на совещании-семинаре «Школа нового поколения. Подводим итоги, планируем будущее». Участие в нем приняли представители Министерства образования, МАРТ, концерна «Беллегпром», крупные отечественные производители, организации торговли, директора учреждений образования.
Заместитель директора концерна «Беллегпром» Наталья Мурашко подвела итоги подготовки к школе сезона 2022/2023 года, привела некоторые цифры по производству изделий школьного ассортимента. Она заострила внимание на возникших трудностях в текущем году и призвала Минобразования к более тесному сотрудничеству, чтобы к 1 сентября 2023 года все учащиеся страны были одеты в соответствии с новым школьным дресс-кодом.
Главный специалист Главного управления общего, среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования Республики Беларусь Ирина Булавкина напомнила, что одежду делового стиля в школах начали вводить с 2006 года. Потом реализовывали проект «Школа будущего»: в каждом регионе страны определи учреждения образования, которые первыми пошли по пути введения единых элементов, а затем и одежды единого делового стиля. Сейчас это пытаются сделать уже в рамках всей системы общего среднего образования страны.
Представитель Минобразования рассказала, как с помощью онлайн-опроса, который в 2022 году проходил с 20 июня по 31 августа, выбирали единый школьный элемент. В нем поучаствовали более 13 тыс. респондентов: и родители, и учащиеся, и педагоги. В итоге единым элементом большинство школ выбрало жилет, галстук, значок и эмблему. Взгляды общественности и педагогических работников не сильно отличались.
По результатам опроса, выяснили на начало 2022/2023 учебного года, среди элементов школьной одежды для девочек родители и педагоги выбрали брюки, блузу, юбку и жилет. Для мальчиков – рубашку, брюки, джемпер и жилет. Наибольшее число респондентов посчитало наиболее оптимальным для одежды делового стиля черный цвет, потом синий и серый. Ткани выбрали в клетку. Привела факты Ирина Булавкина и отметила, что работа по введению единого стиля школьной одежды продолжится и в 2023/2024 учебном году. Окончательное решение, как в едином стиле одеть школьников, еще не принято.
– Министерство образования отправило запросы во все регионы страны и в ближайшую неделю ждем информацию с мест о предпочтениях участников образовательного процесса. Как видит каждая школа, какой должен быть цвет ткани, модели одежды единого стиля, что считает нужным выбрать из элементов одежды, как ее приобретать. Собранные материалы изучим, обобщим и представим информацию концерну «Беллегпром», – рассказала Ирина Булавкина. – Думаю, к концу октября, а может быть и раньше передадим концерну информацию и о количестве детей с 1 по 11 класс, чтобы примерно ориентироваться в объемах производства.
Участники совещания-диалога выслушали спикеров и приступили к дискуссиям. Опытом работы поделилась директор гимназии №61 г. Минска Ирина Левковец, где с 2017 года введены единые элементы, а затем и школьная форма в едином деловом стиле. Шли к этому постепенно, долго обсуждали с родителями и ребятами. В итоге выбрали жилеты и жакеты с длинным рукавом темно-синего цвета с полоской. Низ (юбка, брюки, шорты) допускается темно-синий, черный, бардовый. Начальную школу сориентировали на клетку.
Как руководитель учреждения образования, Ирина Левковец высказала мнение, что нужно предложить родителям капсульную одежду (жилетки, жакеты, юбки и брюки, шорты) для школьников, но в единых трех цветах. Законные представители детей смогут сделать выбор из предложенных вариантов.
Заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики по образованию, науке, культуре и социальному развитию, директор государственного учреждения образования «Средняя школа №14 г. Молодечно» Калина Капуцкая поделилась своим видением решения вопроса введения деловой одежды для школьников единого стиля, который вышел на государственный уровень.
– В силу своих полномочий я часто бываю в разных учреждениях образования, беседую с руководителям и вижу общий посыл – необходимо обеспечить в школах единый деловой стиль. Это один из критериев для повышения качества образования, – отметила депутат.
Калина Капуцкая рассказала, что учреждение образования, которым она руководит в Молодечно, в проекте «Школа будущего» участвует с 2015 года. Здесь учатся 1,7 тыс. ребят, из них 700 – в начальной школе. Начинали вводить обязательную школьную форму именно с младших школьников. Посетив предприятия «Беллегпрома», выбрали для себя в соотношении цена и качество производителя и работают с ним до сих пор.
Директор школы не скрывает, что начинать было не легко: не все родители соглашались, но на семьи не давили и не заставляли. Со временем все школьники приняли предложенный дресс-код. В школе отдали предпочтение синему цвету и скомбинировали его с бордовой клеткой. Девочки носят в основном юбки или комбинированные сарафаны, мальчики – кардиганы и брюки, а также галстук с эмблемой школы.
Для старших классов – в приоритете синий цвет. В 5-8 классах носят удлиненные длинные жилеты, юбки, брюки и блузы, в 9-11 классах – юбки, брюки, блуза и жилет, а юноши – рубашка (белая или голубая), брюки и пиджак.
– Внешним видом учащихся я довольна. И вообще выступаю за введение школьной формы одинаковой для всей страны. Это было бы удобно для школ, но реакция родителей на такое новшество может быть разной. Иногда на мнение мам и пап влияют взгляды детей. Надо со школьниками работать, да они могут быть категоричны, но если правильно выстроить диалог, то любой вопрос можно решить, – подчеркнула Калина Капуцкая.
Член Совета Республики прокомментировала и показ коллекций школьной одежды, который предварял встречу на диалоговой площадке «БелЭкспо».
– Деловой стиль одежды имеет определенную концепцию. Это не могут быть, по-моему мнению, шорты, рубашки на выпуск, спортивная обувь. По некоторым моделям я бы сделала замечания. Давайте в погоне за модой не будем лишать детей вкуса, а оставим деловой стиль деловым. Ткани должны быть однотонными и темных тонов, модели без кричащих элементов. Дети должны быть настроены на учебу, – выразила свое мнение парламентарий.
Она добавила: «вопрос, что отшивать производителям на будущий год для школьников, пока остается открытым». Надо быстрее определяться с требованиями.
– На мой взгляд, нужно определить несколько базовых комплектов, из которых родители смогут выбрать. Нужно создать единый школьный образ, опираясь на мнения и предпочтения родителей, и регламентировать цветовую гамму. Юбка, брюки, жилет, блуза, кардиган, пиджак, рубашка – вот основные элементы школьной формы, которые в большинстве своем выбирают родители, – подытожила Калина Капуцкая.
По мнению директора гимназии №10 г. Молодечно Татьяны Комковой, родители готовы уже сейчас купить комплекты делового стиля, о которых еще летом заявило Министерство образования. Если остановить этот процесс, то можно столкнуться с новой волной сопротивления.
– Можно предложить и бесконечное количество моделей, но следует определить цвет и допустимые критерии делового стиля одежды. На мой взгляд, бомберы – не деловой стиль одежды. Рубашки навыпуск – это модно и стильно, но они предназначены для других мест, не для школы. Шорты и спортивная обувь тоже неприемлемы, – подчеркнула директор гимназии.
Она выразила просьбу педагогической общественности, уменьшить показы делового стиля одежды, где есть смешение стилей, хоть это сейчас модно. Так производители привлекают родительскую общественность, но это приводит к разногласиям, убеждена Татьяна Комкова.
Также она предложила предусмотреть на ярлыках отметку «Одежда делового стиля для учреждений образования». Представители Беллегпрома и Министерства образования ответили, что этот вопрос проработан и новая коллекция уже имеет такие отличительные знаки.
В дискуссию включились представители торговли и производители. Директор ЗАО «Калинка» Наталья Кулеш заявила, что предприятие, одевая девочку-школьницу, понимает, что юная леди хочет быть красивой и модной. Руководитель компании обратила внимание, что деловой стиль – это прежде всего черный и синий, белый и молочные цвета. Она предложила регламентировать цветовую гамму, а чтобы избежать недовольства родителей, в качестве компромисса расширить номенклатуру модельного ряда.
– Модельный ряд деловой одежды для школы может быть широким. Разработка новых моделей двигает швейное дело и формирует потребительский вкус. Но нужно ограничить цветовую гамму. Я бы вообще выбрала один цвет, скажем, синий. Так мы сможем прийти к тому, что все школьники будут смотреться одинаково, – выразил свое мнение директор ОАО «Славянка» Теймураз Бочоришвили.
Заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Нина Емельянова акцентировала внимание на формировании цен, которые регулируются государством на товары школьного ассортимента, и совершенствовании взаимоотношения между торговлей и производителями.
– Чтобы обеспечить детей товарами школьного ассортимента отечественного производства, считаем целесообразным концерну «Беллегпром» совместно с МАРТ и Министерством образования, облисполкомами разработать и утвердить совместный план мероприятий по обеспечению производства, поставки и реализации продукции к школьному сезону 2023/2024 года. В документе предусмотреть четкое взаимодействие между производителями и торговлей. Плюс учесть пожелания родителей и продумать выпуск одежды для школьников в более широком диапазоне размеро-ростовочной шкалы. Мамы жалуются, что невозможно одеть детей, которые не вписываются в традиционные стандарты на одежду и обувь, – резюмировала заместитель министра.
Анжела ЛЮДЫНО
Фото автора