В стране

Кому нужны Geely и топ-10 популярных авто. Расскажем все об авторынке Беларуси

Прошлый год стал вызовом для многих. Финансы, промышленное производство, строительство и ряд других отраслей экономики оказались в довольно сложном положении из-за распространения коронавируса, финансовой и социальной турбулентности как во вне, так и внутри страны.

Автомобильный рынок не стал исключением. Помимо названных причин, негативное влияние на его развитие оказало свертывание кредитования, рост ставок по кредитам. Специалисты фиксировали на протяжении года всплески активности и периоды штиля. Продажи новых машин то стремительно нарастали, то также быстро замирали. Под шквалом событий рынок автомобилей просел почти на 18,2% в сравнении с предыдущим годом.

Об итогах года прошедшего

По информации гендиректора Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Александра Сидоровича, многие рассчитывали на позитивную динамку и в 2020 году – годом ранее было реализовано рекордное число новых автомобилей – 64 тыс. единиц. К слову, в 2017 году прирост составил 30,8% (к 2016 году), а в 2018 году – уже 59%. Хотя и 64 тыс. – это далеко не предел.

В 2020-м году ассоциацией было продано на почти 12 тыс. авто меньше, чем в 2019-м.

Падение, впрочем, могло быть и более существенным, если бы не продажи автомобилей УАЗ – в 2020 году ульяновский завод вступил в белорусскую ассоциацию. А также машин брендов Lexus, Changan, Datsun, Zotye и Toyota.

На взгляд члена правления БАА Дмитрия Яроты, сокращение продаж автомобилей было в целом предсказуемым событием. На протяжении предыдущих 5 лет рынок непрерывно рос, что должно было смениться спадом. Удивительно другое – несмотря на сложную ситуацию, белорусы продолжали приобретать машины в довольно больших объемах. 

Это, по мнению члена правления БАА, говорит о том, что и у страны, и у граждан есть ресурсы. В то же время, если взять для рассмотрения только легковые автомобили и вычесть количество реализованных автомобилей УАЗ (представленных зачастую разными вариантами ГАЗелей и причисленных к легковым), мы получим реальное снижение продаж легковых авто на уровне 25%. Поэтому можно констатировать, что по итогу рынок ужался до сопоставимых показателей 2017-2018 годов.  

Как изменилась структура рынка автомобилей

Кризис привнес существенные изменения и в структуру продаж. Больше 70% от проданных авто – машины российского производства, а 17% – Geely (в прошлом году их было только 10%). Как рассказал Александр Сидорович, неожиданным стал и факт значительного падения продаж практически всех крупных брендов, кроме белорусских автомобилей с китайской пропиской. На втором месте расположился GAZ, на третьем – Toyota.

Топ-10 самых продаваемых марок авто в Беларуси за 2020-й год

  1. LADA
  2. Geely
  3. Renault
  4. Volkswagen
  5. Kia
  6. Škoda
  7. GAZ
  8. Hyundai
  9. Toyota
  10. УАЗ

При этом доля продаж первых 10 марок составила практически 90%, отражая предпочтения белорусов среди 38 основных представленных брендов в нашей стране. Отметим популярность автомобилей В-класса (40,3% от числа проданных), которые относятся к бюджетным малогабаритным легковым авто – неплохому выбору для поездок как по городу, так по трассе. Вместе с представителями SUV B и SUV C-классов (кроссоверами, сочетающими комфортный городской автомобиль и внедорожник) их покупали больше всего – 84,1%.

О причинах снижения и перспективах на будущее

По сведениям председателя правления БАА Сергея Михневича, пик продаж авто в прошлом году пришелся на март (тогда было продано 8,5 тыс.) – время нарастания негативных тенденций в экономике, распространения коронавируса и валютных колебаний. Снижение курса национальной валюты по отношению к доллару и евро подтолкнуло людей к приобретению автомобилей в кредит за белорусские рубли. После этого кратковременного всплеска продаж рынок существенно просел. Несмотря на это, падение все же было не таким большим на фоне других государств, считает эксперт.

К слову, по информации информационного агентства Bloomberg, падение продаж автомобилей на основных рынках ЕС стало самым большим за несколько десятилетий. Например, в Испании падение составило 32%, в Италии — 28%, Великобритании – 29%.

Особенность развития в последние годы автомобильного рынка в Беларуси, по словам Сергея Михневича, – его формирование на более чем 60% за счет финансовых инструментов продаж – кредита и лизинга. Сегодня потребитель обычно уже не мыслит приобретение транспортного средства за счет полной оплаты стоимости сразу. Ключевую причину снижения продаж эксперт напрямую связывает с прекращением кредитования рядом финансовых структур, ухудшением условий по процентам на кредиты и лизинговые программы для потребителей со стороны банков, дилеров и лизинговых компаний. Это обстоятельство будет основным и в наступившем году. Поскольку развитие авторынка, уверен Сергея Михневич, во многом связано с общим состоянием экономики в стране.

Специалистами рассматривается два варианта на 2021 год. Оптимистичный – выйти на уровень продаж прошлого года при условии кредитования и предоставления финансовой аренды (лизинга) для приобретения автомобилей. Пессимистичный – падение минимум на 10% и более, в зависимости от ситуации на рынке. По мнению Сергея Михневича, негативное влияние на продажи новых авто оказывает также 140 указ, который позволяет некоторым категориям физических лиц на льготных условиях ввозить транспортные средства из-за границы. Вполне возможно, речь идет о свыше 10 тыс.  автомобилей, которые затем перепродают на внутреннем рынке, считает эксперт.

Подготовил Дмитрий ПРИЦЕВ

Фото Виталия ГИЛЯ