В стране

Крутим педали активнее: как белорусские города участвуют в европейской инициативе

Напомним, эта международная кампания проводится под эгидой Еврокомиссии в партнерстве с Международным союзом общественного транспорта. Цель ее – повысить осведомленность об устойчивой городской мобильности, которая должна строиться прежде всего на развитии транспорта общего пользования и создании комфортных безопасных условий для пешеходов и велосипедистов.  

С каждым годом Европейская неделя мобильности набирает все большую популярность. Рекордным по количеству участников стал 2017 год – 2 526 городов из 50 стран мира. Традиционными лидерами являются Австрия, Венгрия и Италия. Особую активность проявляют Польша и Беларусь, где количество городов-участников за год выросло в несколько раз. По итогу первая страна резко переместилась на 5-е место в рейтинге кампании, а вторая – на 14-е.

Использовать опыт

Ежегодно местные власти городов ЕС, присоединившихся к Европейской неделе мобильности и достигших хороших результатов в продвижении принципов устойчивой мобильности, могут участвовать в международном конкурсе Mobility Award, а также в конкурсе SUMP Award и получить премию за разработку планов устойчивой мобильности. Беларусь пока не в числе претендентов. Но участники из нашей страны могут познакомиться с лучшим зарубежным опытом и использовать его в текущей деятельности.

К примеру, шведский Мальмё стал победителем конкурса за продвижение велосипедного движения, в том числе создание системы обмена (500 велосипедов на 50 станциях). Кроме того, главная торговая улица этого города была освобождена от транспорта и стала более безопасной и привлекательной для горожан и туристов. Город Скопье в Македонии получил награду за развитие такой инновационной услуги, как прокат электромобилей, благодаря чему сократились транспортные расходы и вредное влияние транспорта на окружающую среду.

«Изучая европейскую транспортную политику, наблюдаю, что сегодня там тренд идет в сторону не структурных проектов, а удобства для людей. Ведь мобильность на 1/3 определяет качество жизни, – рассказала эксперт Белорусского союза транспортников Валентина Леончик. – На мой взгляд, именно транспортная политика ЕС должна стать основным ориентиром для нас. Во-первых, она основательная и включает опыт 28 стран, а во-вторых, использует самые передовые подходы».

Как добавила Валентина Леончик, БСТ тесно сотрудничает с экспертами из Берлина. Там уровень автомобилизации за последние годы снизился вдвое. Основной тренд – отказ от излишнего использования личного автомобиля. «Причем наши коллеги отметили, что в автобус из своего авто человек не пересядет – только в трамвай. Это показали немецкие исследования. Вообще, Беларуси нужно обратить больше внимания именно на трамваи. Для сравнения: в Минске они занимают 4% в объеме перевозок, а скажем, в украинской Виннице – 60%», – пояснила эксперт.

Пример столицы

За три года участия в Европейской неделе мобильности значительно расширился круг городов нашей республики благодаря активному содействию Программы развития ООН в Беларуси (ПРООН). Впервые в 2015 году их было всего 3 (Минск, Полоцк и Новополоцк), а в 2017-м – уже 47. И каждый из них по праву гордится своими достижениями.

«Должен признать, что до 2015 года мы участвовали в этой инициативе больше для галочки. На самом деле развивать направление надо. К примеру, в Минске 85% выбросов в окружающую среду происходят от транспорта и только 15% – от производства», – отметил председатель Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергей Масляк.

Мероприятия Европейской недели мобильности охватывают практически весь Минск – от администраций до общественных и транспортных организаций. Причем руководство районов столицы принимает непосредственное участие.

«К примеру, глава Заводского района сам ездит на работу на велосипеде. И именно там впервые открылся всесезонный велогараж. Сейчас (вместе с Советским районом) таких в городе три. В целом за 2017 год в Минске открылось более 200 новых велопарковок, и все они востребованы, – добавил Сергей Михайлович. – Еще в 2016 году возникла идея понизить бортовой камень в местах прохождения велодорожек. Тогда сделали это в 22 местах (к 22 сентября – Всемирному дню без автомобиля). А в 2017-м бортовой камень понизили более чем в 120 местах».

Кстати, Всемирный день без автомобиля набирает популярность среди минчан. Во-первых, в этот день водители могут бесплатно проехать в общественном транспорте. Причем если в 2016 году таким правом в Минском метрополитене, в частности, воспользовались 8 500 человек, то в 2017-м – уже 16 500 человек.

Во-вторых, кульминацией дня становится праздничное мероприятие на улице Ленина в районе Национального художественного музея. В нынешнем году этот участок дороги перекроют уже в третий раз. Это при том, что улица Ленина востребована для транспорта в любой день недели и организаторы мероприятия получали много нареканий со стороны водителей. «Но ведь количество людей, которые ежегодно участвуют в Дне без автомобиля, впечатляет. На улице Ленина в прошлом году собралось около 4 000 человек. Также мы измерили, сколько загрязняющих веществ в воздухе в этом районе: 22 сентября по сравнению с 21-м показатель снижается в 1,5–2 раза. Жильцов близлежащих домов благодарят и за отсутствие шума моторов под окнами», – пояснил Сергей Масляк.

После праздника организуется велопробег. Колонна велосипедистов по специально выделенной полосе движется до Национальной библиотеки. В прошлом году участвовали больше 1 000 человек.

Регионы не отстают

Велопробеги стали самыми популярными мероприятиями Европейской недели мобильности в 2017 году в других городах страны. Но, безусловно, не единственными. Так, в Полоцке торжественно открыли площадки для воркаута (уличных тренировок). В Пинске традиционно провели конкурс детских колясок и велопарад невест. В городском поселке Логишин Пинского района организовали велоквест, флэшмоб «Мобильность и активность, здоровье, креативность», поставили тематические фотозоны. А в Барановичах удалось по инициативе студентов сконструировать 4 велопарковки, которые подарили Барановичскому государственному университету.

Активную помощь городам в проведении Европейской недели мобильности начало оказывать Минское велосипедное общество – активный участник кампании с 2015 года. В 2017 году при его поддержке прошли 8 мероприятий в Гомеле, Гродно, Могилеве, Бресте и городском поселке Россь с Волковыском.

Чего ждать?

В центре внимания Европейской недели мобильности-2018 будет мультимодальность – использование разных режимов для разных поездок. Многие люди инстинктивно выбирают один и тот же вид транспорта для перемещений, не особо изучая потребности конкретного путешествия. Например, автомобиль может быть лучшим способом доехать семьей до морского побережья. Но можно ли его считать лучшим, когда надо доехать до центра города?

Какие мероприятия города-участники готовят в этом году, они пока сохраняют в тайне. Своими планами поделилось только Минское велосипедное общество.

«Мы продолжим проводить акции «На работу на велосипеде» и «Велосипед, дай огня!». Последней, кстати, привлекаем внимание к проблеме неиспользования велосипедистами света в темное время суток. Намечены презентация оценки социально-экономического эффекта велосипеда в городе и мастер-класс по езде зимой от эксперта из Финляндии», – рассказала директор общества Анастасия Янчевская.

Уже сейчас проходит конкурс «Деловой велосипед», в котором организациям столицы предлагается оценить свою велодружественность. Зарегистрировались около 30 участников. Среди них много заводов, где созданы хорошие условия для работников-велосипедистов. До 31 августа конкурсанты должны опубликовать тематические фото в соцсетях, а победителей, набравших больше «лайков», определят 22 сентября.

Ирина ЯНУШКЕВИЧ