test gtag

Кто и на каких условиях может стать учащимся гимназий-колледжей искусств и академий

Правила приема лиц для получения общего среднего образования в гимназиях – колледжах искусств, академиях (консерваториях) утверждены постановлением Министерства культуры № 66 от 14 апреля. Документ опубликован на Национальном правовом интернет-портале.


Творческую одаренность педагоги и психологи относят к особому типу одаренности. Разумеется, каждый ребенок – это уникальная, ни на кого не похожая планета, поэтому судить способности детей не совсем правильно и корректно. Тем не менее школьникам с нестандартным творческим талантом порой необходимо помочь открыться, чтобы они развили свой потенциал и научились пользоваться им. Педагогам важно вовремя раскрыть дар, ведь в будущем он может стать главным мотивом выбора профессии и принесет пользу всему человечеству.

В Беларуси создано немало учреждений, где могут учиться и совершенствовать свой талант юные дарования. Но конкурсы в гимназии-колледжи искусств всегда крайне высоки. В 2023 году правила приема лиц для получения общего среднего образования в гимназиях – колледжах искусств, академиях (консерваториях) утверждены постановлением Министерства культуры № 66 от 14 апреля. В документе указано, что для участия в конкурсе в приемную комиссию учебных заведений необходимо подать заявление с приложением документов в следующие сроки:

  • с 25 мая по 1 июня года приема – при приеме в 5-й класс;
  • с 1 по 15 июня года приема – при приеме на свободные места в 6–9-е, 11-е классы;
  • с 12 июня по 15 августа года приема – при приеме в 10-й класс.

Постановление также определяет условия приема и перечень необходимых для поступления документов, типовые программы проверки способностей в области отдельных видов искусства, а также критерии, в соответствии с которыми выявляется уровень способностей в отдельных видах искусства.

В частности, прием абитуриентов в гимназии-колледжи искусств или консерватории осуществляется по конкурсу на основании результатов проверки способностей в области одного из видов искусства:

– музыкально-хорового;

– музыкально-инструментального;

– изобразительного;

– хореографического;

– театрального.

При равном количестве баллов преимущественное право на зачисление имеют абитуриенты с более высоким уровнем способностей в области отдельных видов искусства. К примеру, на выполнение заданий в области музыкально-хорового и музыкально-инструментального искусств по сольфеджио отводится – до 30 минут, на исполнение программы на музыкальном инструменте – до 15 минут, на исполнение вокального произведения – до 10 минут. В области изобразительного искусства на выполнение каждого из заданий по рисунку, живописи (скульптуре), композиции отводится по 90 минут. А в области хореографического искусства на исполнение хореографической миниатюры, включающей элементы классического и (или) народного танца, либо импровизации – до 45 минут.

Заявления от представителей ребят младших классов подаются в следующие сроки:

  • с 1 по 8 июня – при приеме в 1-й класс;
  • с 1 по 15 июня – при приеме на свободные места во 2–4-е классы.

Критерии при выявлении уровня способностей

Специалисты разработали ряд критериев, в соответствии с которыми в педагоги выявляют уровень способностей в отдельных видах искусства.

Так, в музыкально-хоровом и музыкально-инструментальном искусствах это:

  • музыкальный слух: чистота интонации, точное повторение мелодии или отдельных звуков, определение количества звуков в гармоническом сочетании;
  • ритмичность: повторение ритмического рисунка исполняемой или предложенной мелодии;
  • музыкальная память: умение запомнить и точно повторить мелодию и ритмический рисунок после первого проигрывания;
  • эмоциональность: общительность, способность идти на контакт;
  • артистичность.

Тем, кто увлекается изобразительным искусством, важны:

  • общее физическое развитие, эмоциональная способность к сосредоточению;
  • цветовосприятие: умение точно передать цвет;
  • глазомер: умение правильно анализировать формы и размеры предметов, передать пропорции;
  • чувство композиции: умение компоновать на листе;
  • элемент творчества: способность к самостоятельной работе, умение завершать работу.

Критерии для хореографического искусства такие:

  • профессиональные физические и пластические данные (форма ног, выворотность ног, состояние стопы (в том числе подъема), гибкость тела, прыжок, корпус);
  • музыкально-ритмические и координационные способности (точное повторение ритмического рисунка исполняемой или предложенной мелодии, координация);
  • внешние, сценические данные (формы, пропорции тела и осанка);
  • творческие способности и эмоциональность: общительность, способность идти на контакт, выразительность исполнения.

Критерии для тех, кто увлекается театральным искусством:

  • артистичность: сценическая память и внимание, образность мышления, пластика, дикция;
  • ритмичность: повторение ритмического рисунка исполняемой или предложенной мелодии;
  • музыкальность: музыкальный слух и музыкальная память; вокальные данные;
  • предрасположенность к занятиям: творческая фантазия, эмоциональная отзывчивость.

Наталья МАРЦИНКЕВИЧ

Фото из открытых интернет-источников, носит иллюстративный характер