test gtag

Кукольный мир детей и взрослых

Зачем бутафору пластилин, кто «дарит» кукле характер и почему не каждый актер сможет работать в кукольном театре?

Ответы на эти вопросы наш корреспондент искала в Могилевском областном театре кукол, коллектив которого нынешней весной отметит свой 40-летний юбилей.

Зрители этого театра – люди разного возраста, но все же большая часть репертуара, в котором около 40 спектаклей, предназначена для детей.

– Безусловно, с учетом мировосприятия наших маленьких зрителей создаются и кукольные образы, – рассказывает главный режиссер Игорь Казаков. – В зависимости от спектакля они могут быть злыми, чудаковатыми и милыми. В основе нашего театра лежит символизм, мы стремимся взращивать у детей представление о добре и зле, дружбе и ненависти. И малыши, кстати, очень хорошо понимают язык театра. Сейчас, к примеру, планируем постановку детских классических произведений, два спектакля для взрослых и цикл пьес на белорусском языке «Скарбонка беларускiх казак». Надеемся, они понравятся и детям, и взрослым.

Для изготовления кукол и декораций, по словам главного художника театра Никиты Запаскина, используется разный материал, и все же основными были и остаются бумага и фанера. Последнюю после специальной обработки легко превратить в старый забор или кованую лавку. Незаменимы также пластилин, лаки и краски.

– Из предварительно разогретого пластилина изготавливается слепок головы куклы, – поясняет Никита. – Затем слепок разрезается пополам, и голову отливают в гипсе. В полученную после застывания форму закладывается папье-маше. В полученные после высыхания слепки вставляется механика, позволяющая кукле двигать глазами и ртом, и слепки склеиваются. Соответствующая механика устанавливается и для «оживления» конечностей куклы. Важна, конечно, и работа художника, который расписывает голову, наделяя куклу определенными чертами лица и характером.

В кукольном театре работают те, кто безумно любит свою профессию. Уровень оплаты труда здесь, впрочем, как и в других учреждениях сферы культуры, невысок.

– Большинство наших мастеров – это молодежь, – говорит Никита Запаскин. – Свою работу они выполняют быстро и качественно, и свободное время могут использовать для дополнительного заработка, реализуя собственные задумки.

Особые требования предъявляются и к артистам-кукольникам. К слову, Белорусская государственная академия искусств не выпускает таких специалистов.

– По этой причине обновляется труппа нечасто, – объясняет главный режиссер театра Игорь Казаков. – Требования к артистам высоки, да и профессия достаточно тяжелая: помимо голоса, памяти, физической гибкости и харизмы, актеру кукольного театра нужно обладать памятью физических действий, развитой моторикой и способностью видеть куклу со стороны. Мы с поставленными задачами справляемся главным образом потому, что все пришли в профессию по зову души. Во всяком случае залы на наших представлениях заполнены и порой – постоянными зрителями, что очень важно для любого театра.

Елена ЮШКЕВИЧ

Фото автора