Наверх

Мнение: «99% конфликтов в медицине вызваны нежеланием или неумением врача разговаривать с пациентом»

16 мая 2017

Ежегодно в мире растет количество несчастных случаев, жертвами которых становятся врачи. По данным Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, только за два года в 23 странах мира 160 медиков были убиты, 260 ранены, 560 похищены или задержаны. В некоторых странах, чтобы суметь постоять за себя, медработники посещают курсы самообороны и даже носят с собой оружие. Как избежать конфликтных ситуаций, выясняли участники «круглого стола», организованного Республиканским комитетом Белорусского профсоюза работников здравоохранения.

Врач, как «сотрудник правоохранительных органов при исполнении»

По статистике отраслевого профсоюза, с 2014 по 2016 годы в Беларуси в отношении медработников было совершено 33 противоправных действия. Однако, по мнению депутата Палаты представителей Национального собрания Дмитрия Шевцова, в реальности пострадавших гораздо больше, но далеко не каждый медик готов предавать такие случаи огласке. Во-первых, врачи очень занятые люди – им некогда заниматься выяснением отношений с пациентами. Во-вторых, в силу своей воспитанности они предпочитают не выносить сор из избы. «На моей памяти до логического завершения были доведены порядка 5 административных дел – пациенты получили штрафы за некорректное поведение. Но процесс это длительный и сложный. Не каждый врач готов на протяжении нескольких лет бороться за свои права», – добавил депутат.

Дмитрий Шевцов уверен, что общество должно относиться к врачу так же, как к сотруднику правоохранительных органов при исполнении должностных обязанностей. Если за неадекватное поведение пациентам будет грозить уголовная ответственность, конфликтных ситуаций сразу станет меньше.

В свою очередь, замначальника управления кадровой политики, учреждений образования Минздрава Ольга Колюпанова рассказала, что в прошлом году Минздрав рассмотрел более 1000 жалоб, связанных с оказанием медицинских услуг. Учитывая тенденцию роста числа обращений, профильное министерство разработало и вынесло на общественное обсуждение проект норм медицинской этики и деонтологии. Документ вызвал массу откликов. Планируется, что в ближайшее время его доработают и снова представят на суд общественности. 

На чьей стороне закон?

К наиболее распространенным противоправным действиям пациентов относятся физические проявления агрессии (взятие в заложники, натравливание собак), психологическая агрессия (угрозы, оскорбления, требование ввести определенное лекарство), а также ложные обвинения в недобросовестном оказании медпомощи.

По мнению руководителя Республиканского центра наркологического мониторинга и превентологии РНПЦ психического здоровья Алексея Кралько, сегодня как никогда назрела необходимость принятия закона, который бы определил специальный правовой статус медработника.

«В обществе существует заблуждение, что врач, дав некую клятву, и так обязан нести ответственность за свою профессиональную деятельность, поэтому никаких особых прав для него устанавливать не надо. Таким образом, ему самому приходится отстаивать свои права и доказывать правильность действий как коллегам и больному, так и органам правосудия», – отметил Алексей Кралько.

Солидарное мнение высказал и заместитель главврача городской станции скорой медицинской помощи Минска Олег Воробей:

– Когда наши работники сталкиваются с конфликтными ситуациями, мы, как организация, оказываемся связанными по рукам и ногам. Ведь по действующему законодательству медработник, получивший травму, обращается в правоохранительные органы как физическое лицо. Мы можем помочь ему лишь советом или в лучшем случае организовать адвокатскую помощь.

Сам себе доктор

По мнению директора РНПЦ медицинских технологий, информатизации, управления и экономики здравоохранения Марины Сачек, рост конфликтных ситуаций напрямую связан с изменением облика современного пациента.

В последнее время информация стала более доступной. Сегодня пациенты, особенно те, которые имеют тяжелые хронические заболевания, хорошо владеют информацией о методах диагностики и подходах к лечению. Нередки случаи, когда они обращаются к нескольким врачам, получают ряд заключений, а затем выбирают, какое из назначенных лекарств им принимать. 

«Люди недооценивают степень ответственности, – уверена Марина Сачек. – Мы проводили исследование, показавшее, что 56% пациентов, у которых во время обследования отмечалось повышенное артериальное давление, в дальнейшем не принимали лекарства. А ведь артериальная гипертензия чревата серьезными последствиями, такими как инфаркт или инсульт».

По мнению директора РНПЦ, необходимо формировать правильное отношение пациента к медицине, но, к сожалению, этот процесс займет немало времени.

Может, виноват сам медик?

По мнению Алексея Кралько, основой профилактики конфликтов является правовая грамотность медработников:

– Беседуя с некоторыми врачами, я сделал вывод, что их правовая грамотность оставляет желать лучшего. Даже элементарный вопрос: «Какие права пациента вы знаете?» – может поставить их в тупик.

Кстати, в последние годы в БелМАПО руководителям учреждений здравоохранения преподают медицинское право. Курс «Профессия врача. Правовые основы» проходят и будущие врачи – студенты Белорусского государственного медицинского университета.

По словам Ольги Колюпановой, начиная с этого учебного года, первокурсники БГМУ в рамках учебной программы изучают коммуникационные технологии. Занятия проходят в форме ролевых игр.

Кроме того, сейчас Минздрав прорабатывает вопрос введения психологического тестирования на первом, третьем и шестом курсах медуниверситета. Это поможет студенту понять, ту ли профессию он выбрал.

Что делать, если пациент распускает руки

Врачам, которые ощущают агрессию со стороны пациентов, эксперты советуют в первую очередь записывать разговор на диктофон. Такой метод вот уже 2 года применяют на одной из подстанций скорой помощи в Минске. Приезжая на вызов, медработники предупреждают пациентов и их родственников о том, что ведется запись разговора. По словам заместителя главврача городской станции скорой медицинской помощи Минска, этот метод очень помогает в разрешении конфликтных ситуаций.

Если пациент ведет себя неадекватно, врач должен позвать в кабинет как можно больше свидетелей и вызвать правоохранительные органы. О происходящем нужно информировать (желательно в письменной форме) непосредственного руководителя. Кроме того, следует оставить соответствующую запись в медицинских документах, ведь это прямое доказательство в суде.

По мнению преподавателя 1-й кафедры детских болезней БГМУ, врача-неонатолога Алексея Сапотницкого, зачастую избежать конфликтов позволяет предоставление пациентам понятной достоверной информации. «Кроме того, по возможности следует заменить частицы «не» на положительные утверждения. К примеру, вместо «не волнуйтесь» использовать выражения «будьте спокойны», «сохраняйте оптимизм». Также необходимо исключить всю критику предшествующего лечения. И, разумеется, внимательно выслушать пациента. Порой достаточно трех минут, чтобы у человека сложилось впечатление, что вы его выслушали», – поделился своим опытом врач-неонатолог.

Участники «круглого стола» сошлись во мнении, что медработнику обязательно нужно знать основы конфликтологии. Ведь, по словам Алексея Кралько, 99% конфликтов вызваны неумением или нежеланием врача разговаривать с пациентом. Более того, в крупных организациях здравоохранения должны работать юристы и психологи, которые могут помочь медикам в разрешении спорных ситуаций.

Анастасия ШИРАЛИЕВА

Фото предоставлены Республиканским комитетом Белорусского профсоюза работников здравоохранения

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
24 апреля 2024 23 апреля 2024 22 апреля 2024 21 апреля 2024
Все новости