В стране

Много лишнего? Что необходимо для повышения качества подготовки в автошколах

За 2018 год подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации водителей занималась 451 учебная организация, в том числе 350 сертифицированных УП «Белтехосмотр». При этом по сравнению с 2017-м автошкол в республике в целом стало на 4 меньше. В Министерстве транспорта и коммуникаций отметили: они перестали работать по объективным причинам.

«Могу заверить, что действующие организации полностью обеспечивают потребности в подготовке водителей. Так, за 12 месяцев прошлого года водительские удостоверения получили 116 600 человек (почти на 9% больше), – рассказал заместитель начальника управления автомобильного транспорта и коммуникаций Минтранса Андрей Гладкий. – Рост показателей наблюдался в Могилевской, Витебской, Брестской и Гродненской областях. В Минске же число подготовленных водителей снизилось почти на 5%».

Отмечается, что более трети курсантов занимаются в ДОСААФ, в систему которого входят 90 учебных организаций. Категория «В» – наиболее востребованная: на нее приходят учиться примерно 30% от всего набора.

В целом по Беларуси экзамен в ГАИ с первого раза сдают свыше 56% курсантов. В том же ДОСААФ это является критерием оценки деятельности автошкол. По словам заместителя председателя по учебно-технической деятельности Центрального совета ДОСААФ Александра Драгуна, с первого раза экзамен в ГАИ у них сдают более 64% будущих водителей.

Вместе с тем преподаватель высшей категории Ленинской РОС ДОСААФ столицы Анатолий Гладкий считает, что этот критерий не совсем корректный. Ведь те, кто не проходят с первой попытки, затем все равно получают права.

Говоря о качестве подготовки водителей, он отметил, что из всего количества ДТП 15% зависят от состояния дорог, еще примерно столько же – от состояния транспортного средства. «Все остальное напрямую связано с человеком, который находится за рулем. Поэтому тех, кто приходит учиться в автошколу, нужно сразу настраивать на серьезную работу», – обратил внимание преподаватель.

По мнению Анатолия Гладкого, стоило бы внести коррективы в программу подготовки водителей. Сегодня в них предусмотрено изучение тех обстоятельств, которые на дороге не нужны.

«Подобной информации в правилах много. Но, к примеру, кто помнит, на каком уклоне необходимо проверять стояночный тормоз легкового автомобиля в снаряженном состоянии? Или какова длина троллейбуса с тремя осями? – задался вопросом Анатолий Михайлович. – Еще пример: первый раздел правил посвящен терминам, которые связаны с дорожным движением. Но взрослый человек и так знает, что такое автомобиль, троллейбус или дети. Тем не менее на их изучение приходится тратить время».

Преподаватель также уточнил, что на изучение устройства автомобиля отводится всего 6 часов, и за них удается освоить основные моменты. В частности, замер уровня масла. При этом приложение 4 к 26 разделу ПДД включает несколько страниц текста, где расписаны  неисправности, наличие которых запрещает участвовать в дорожном движении. В связи с этим, считает Анатолий Гладкий, необходима переработка и самих правил.

Ирина ЯНУШКЕВИЧ