Наверх

На покупки в соцсетях Закон «О защите прав потребителей» не распространяется

15 марта 2017

В 2016 году в Белорусское общество защиты потребителей обратились более 18 000 человек. Им было возмещено 660 000 рублей.

Ежегодно 15 марта в Беларуси отмечается День прав потребителей. В этом году Всемирная организация потребителей, членом которой является Белорусское общество защиты потребителей, призвала сосредоточиться на правах покупателей в цифровой среде. Эта тема выбрана не случайно, ведь с каждым годом все больше людей по всему миру приобретают товары и услуги посредствам интернета. Значит, как и в любом другом виде торговли, здесь неизбежны проблемы. Как не попасть на удочку мошенников из соцсетей и почему белорусы неохотно отстаивают свои права, выяснял 1prof.by.

В прошлом году в Белорусское общество защиты потребителей (БОЗП) обратились более 18 000 человек. БОЗП и его организационными структурами было заявлено 273 претензии и подано 230 исков. В результате возмещено материального ущерба и морального вреда на сумму свыше 660 000 рублей.

Как правило, потребители, купившие товар посредством интернета, сталкиваются с теми же проблемами, что и покупатели обычного магазина: неисправный или поддельный товар, низкое качество обслуживания. Однако в Белорусское общество защиты потребителей поступают также жалобы, характерные только для интернет-торговли. К примеру, клиенты могут быть недовольны качеством доставки либо несоответствием реального товара заявленному в описании.

По словам председателя Белорусского общества защиты потребителей Анны Суши, зачастую проблемы возникают в связи с тем, что в электронной торговле задействованы сразу несколько игроков – от провайдеров платежных карт до почтовой службы, осуществляющей доставку, поэтому определить ответственного за непредоставленные услуги бывает трудно.

«Решение таких споров может потребовать значительных затрат времени, денег и усилий. Как правило, потребители не пытаются решить спор, особенно если речь идет о небольших суммах. Это, в свою очередь, ведет к снижению доверия к электронной торговле и другим онлайн-услугам», – отметила председатель БОЗП.

Как рассказала Анна Суша, в последнее время в организацию поступает много обращений, связанных с покупками в социальных сетях. Важно помнить, что Закон «О защите прав потребителей» не распространяется на покупки в соцсетях, поэтому помочь тому, кто приобрел товар или услугу таким способом, очень сложно. Более того, зачастую даже установить лицо, продавшее ему этот товар (услугу), не представляется возможным.

«Прежде чем заключить сделку, не поленитесь посмотреть, значится ли этот интернет-магазин в торговом реестре. Если нет, вы связываетесь с мошенниками», – отметила Анна Суша.

Стоит также помнить и о запрещенных для онлайн-продажи товарах. В их числе – ювелирные изделия, пиротехника, лекарства и БАДы, ветеринарные средства, оружие, специализированная продукция для питания спортсменов, алкогольные напитки, табачные изделия, семена мака.

По словам Анны Суши, в последнее время мошенники активно используют новые методы обмана потребителей. К примеру, навязывают им товары и услуги: приглашают на презентации посуды, постельных принадлежностей, парфюмерно-косметических товаров; предлагают услуги по ремонту окон, установке фильтров для воды, натяжных потолков. Расторгнуть такой договор купли-продажи порой бывает очень трудно, поскольку не каждый товар можно возвратить в 14-дневный срок.

«Наши потребители должны научиться говорить «нет». Придерживаясь правила «мой дом – моя крепость», не открывать дверь посторонним людям», – посоветовала председатель БОЗП.

К слову, по данным на начало 2017 года, розничную интернет-торговлю в Беларуси осуществляют свыше 13 000 интернет-магазинов. При этом в 2016-м в республике появилось 2 565 новых. В то время как за последние 4 года их число выросло более чем в 2 раза.

В прошлом году Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) совместно с исполкомами рассмотрело порядка 11 000 обращений граждан. При этом треть жалоб приходилась на сферу торговли, столько же – на ЖКХ, 12% обращений касались сферы бытовых услуг. В общей сложности потребителям было возмещено более 300 000 рублей материального ущерба.

Недавно рабочая группа при участии МАРТ подготовила проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон «О защите прав потребителей». Документ предусматривает включение в обязательную информацию о товаре сведений о стране его происхождения (если она не совпадает с местом нахождения изготовителя) и классе его энергоэффективности. Кроме того, согласно проекту закона, продавец обязан возвратить потребителю деньги в той же форме, в которой был оплаен товар. Также документ запрещает продавцу требовать от потребителя паспорт при возврате денег за товар. А гарантийный срок ремонта увеличился с 14 до 30 дней при получении согласия потребителя.

«Государство уделяет также большое внимание регулированию оказания услуг связи. В этой сфере есть проблема – мобильная рассылка рекламы. В Законе «О рекламе» сказано, что реклама через средства связи может распространяться только с согласия потребителя. Потребитель вправе в одностороннем порядке отказаться от рассылки, и распространитель будет обязан ее прекратить», – отметила начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Ирина Барышникова.

«Электронная торговля является быстрорастущей отраслью. Все больше сделок совершается в интернете, поэтому очень важно, чтобы политика защиты потребителей шла в ногу с постоянными изменениями в этой области», – резюмировала Анна Суша.

Анастасия ШИРАЛИЕВА

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
19 апреля 2024 18 апреля 2024 17 апреля 2024
Все новости