Наш «второй хлеб»: сколько мы производим и едим картошки?
Картофель считается вторым хлебом белорусов по праву. В пересчете на каждого жителя страны мы по-прежнему потребляем его больше всех в мире. Хотя в последнее время в рационе белорусов наметились некоторые изменения.
Картофель на территории Беларуси выращивают с середины XVIII века. Небольшие участки с этой культурой исследователи обнаружили на территории Полоцкого наместничества. Однако до первой половины XX века он не был особо значимым в рационе питания белорусов. Из него варили постную похлебку, добавляли в выпечку хлеба, иногда ели как отдельное блюдо. Также его использовали в самогоноварении, делали крахмал, из которого в свою очередь готовили дешевые крупы. Кроме того, из картошки получали дрожжи и сладкую патоку. Уже в середине XIX века картофель из Беларуси знали в России, на землях Германии и в Прибалтике. Однако долгое время в нем видели в первую очередь кормовую и техническую культуру, на которой можно было неплохо заработать. Все изменилась в 1920-х годах: неурожаи привели к сокращению посевных площадей зерновых. Нехватку хлеба предприимчивые крестьяне заменили менее прихотливой в выращивании картошкой. Спасала она и в годы Великой Отечественной войны.
Во времена СССР наша картошка кормила не только белорусов, но и жителей других республик Союза. В 1970-1980 годах Белорусская ССР поставляла по всему СССР до 1 млн. тонн. Однако вот уже несколько десятков лет посевные площади картофеля сокращаются. По данным Национального статистического комитета, в прошлом году в Беларуси было собрано свыше 6,1 млн. тонн картофеля. В этом году, по информации генерального директора Научно-практического центра НАН Беларуси по картофелеводству и плодоовощеводству Вадима Маханько, сельхозорганизациями страны было засажено около 24 тыс. гектаров, еще порядка 10 тысяч га под него отвели фермеры.
Такое радикальное снижение эксперты связывают в первую очередь с утратой рынков сбыта в начале 1990 годов, а также развитием собственного картофелеводства в бывших советских республиках. Например, Узбекистан сумел в три раза увеличить производство этих ценных клубней. Трансформировались и потребительские запросы. Стал более востребован товарный вид картофеля – без видимых механических повреждений, мытый и фасованный. Но белорусские поставщики продолжали работать по старинке, мало обращая внимания на то, насколько презентабельно выглядит продукт. Кроме того, изменения произошли и в рационе белорусов. За 10 лет мы стали больше употреблять мясных продуктов, овощей, бахчевых культур, а также фруктов и ягод. Доля картошки стала постепенно снижаться с 183 кг в 2010 году до 175 кг в 2020-м.
Негативное воздействие оказало, как и появление новых болезней, так и сама природа. Сместилось время посадки и сбора урожая. Так, если раньше картошку сажали в начале мая, то сегодня нередко можно увидеть дачников проводящих полевые работы уже в апреле.
На сегодняшний день, отмечает Вадим Маханько, более 80% всего белорусского картофеля выращивается на приучадебных участках. Основная часть площадей засеивается семенами отечественной селекции. По мнению специалистов, по ряду показателей, в том числе урожайности, наши сорта не уступают иностранным. Не подводят и вкусовые качества. Особенно любят потребители «Скарб», «Манифест», «Бриз», «Уладар», «Лель» и другие. А такой сорт как «Здабытак» благодаря высокому содержанию крахмала – более 22% – в 2008 году под новым названием «Магнат» был внесен в реестр ЕС.
По производству картофеля наша страна занимает 11 место в мире. Беларусь экспортирует в Россию, Украину, Молдову и другие страны более 300 тыс. тонн своего «второго хлеба». Белорусскую картошку можно увидеть на прилавках магазинов Казахстана, Узбекистана, Грузии, а благодаря посредникам – даже в Швейцарии.
Сегодня самый крупный поставщик картофеля в мире – Франция, которая вместе с Нидерландами и Германией занимает более 40% рынка этой культуры. Но по его производству безусловным лидером является Китай. В целом, по данным аналитического агентства IndexBox, в минувшем году в мире было продано картошки на 140,5 млрд. долларов.
Дмитрий ПРИЦЕВ
Фото из открытых интернет-источников