Не помог даже приказ Гитлера не отступать. Брест освободили усилиями трех армий
В 1944 году гитлеровцы создали рядом с Брестом мощный укрепленный район с большим количеством дотов и минных полей, в систему обороны включили и форты Брестской крепости. Для повышения боевого духа своих солдат Гитлер издал приказ о невозможности отступления с позиций. Несмотря на его усилия советские войска освободили Брест.
Приступить к освобождению
Операция «Багратион» приближалась к своему логическому завершению, большая часть Беларуси к концу июля 1944 года была освобождена от немецко-фашистских захватчиков. На пути главного удара 1-го Белорусского фронта оставался Брест.
Гитлеровцы превратили город в мощный узел обороны, понимая, что взятие Бреста открывает путь на Варшаву, а там и на Берлин.
Советским командованием был разработан план Люблинско-Брестской наступательной операции.
– Планировалось фланговыми ударами с севера и юга в обход Брестского укрепрайона разбить брестскую и люблинскую группировки противника и, развивая наступление на Варшавском направлении, выйти широким фронтом к реке Висла, – сообщили подробности в Брестском областном краеведческом музее. – Операция началась 18 июля и продлилась до 2 августа 1944 г. В ходе ее проведения 28 июля 1944 года и был освобожден Брест, благодаря усилиям войск 61-й, 28-й и 70-й армий.
Герои тяжких сражений
В боях за Брест советские войска проявили героизм – более 20 воинам было присвоено звание Героев Советского Союза.
Помощник командира стрелкового взвода старший сержант Николай Свинарчук 27 июля 1944 г. заменил в бою раненого командира. Взвод во главе с ним отбил восемь контратак противника. За героизм, проявленный при освобождении Бреста, Свинарчуку было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1969 году решением Брестского горисполкома он стал Почетным гражданином города Бреста.
Наводчик ручного пулемета, рядовой Николай Дьяконов отличился при ликвидации вражеской группировки под Брестом. Двое суток отбивал он контратаки противника, уничтожив около 200 гитлеровцев. За героизм, проявленный при освобождении города, Дьяконову было присвоено звание Героя Советского Союза. Ручной пулемет Николая Дьяконова хранится в Центральном музее Советской армии в Москве.
Исключительный героизм проявил комсорг 7-й батареи 31-го гвардейского артиллерийского полка наводчик Иван Гуров. Будучи тяжелораненым, он заменил командира орудия и успешно отразил контратаку врага. За мужество и отвагу, проявленные в боях под Брестом, ефрейтору Ивану Гурову было присвоено звание Героя Советского Союза.
В Люблинско-Брестской операции отличился также командир пулеметного расчета Алексей Карасев. Он 26 июля 1944 г. огнем из пулемета отбил 16 контратак немцев, которые стремились вырваться из окружения в районе Бреста. За героизм, проявленный при освобождении самого западного города Беларуси Карасев удостоен звания Героя Советского Союза. В Бресте его именем названа улица, возле школы № 16 установлен бюст.
Люблинско-Брестская операция
Люблинско-Брестской операцией, в результате которой был освобожден Брест, командовал маршал Константин Рокоссовский. В своих воспоминаниях маршал отмечал скрупулезную подготовку к боям за город.
«Мы готовились к боям тщательно. Составлению плана предшествовала большая работа на местности. В особенности на переднем крае. Приходилось в буквальном смысле слова ползать на животе. Изучение местности и состояния вражеской обороны убедило меня в том, что на правом крыле фронта целесообразно нанести два удара с разных участков… Это шло вразрез с установившимся взглядом, согласно которому при наступлении наносится один главный удар, для чего и сосредотачиваются основные силы и средства. Принимая несколько необычное решение, мы шли на известное распыление сил, но в болотах Полесья другого выхода, а вернее сказать ‒ другого пути к успеху операции у нас не было…», – писал Константин Рокоссовский.
Согласно сохранившимся в архивах сведениям, в операции принимали участие 9 общевойсковых армий, в том числе, 1-я Польская.
Бои за Брест зачастую переходили в рукопашную, в этих ожесточенных схватках советские солдаты проявляли свое мужество. В книге «Штрафной удар» генерал-майор в отставке Александр Пыльцын, участник боев за Брест, вспоминает, что фашисты были ошеломлены той яростью, с которой бойцы Красной армии бросались в атаку.
Жаркие дни, которые навсегда в памяти
Только на подступах к Бресту противник потерял убитыми свыше 3000 солдат и офицеров. Подбито и сожжено 27 немецких танков и самоходных орудий. Захвачено 6 паровозов, 240 вагонов с боеприпасами, эшелон с продовольствием и 30 цистерн с бензином. Западнее Бреста наши войска окружили три дивизии немцев.
Уже не сухим телеграфным стилем, а строчками, насквозь пропитанными эмоциями, о результатах штурма Бреста в своих воспоминаниях писал старший лейтенант, командир разведроты 48-й гвардейской стрелковой дивизии 28-й армии Д.М.Неустроев.
«Наступление, а затем и штурм Бреста и Брестской крепости запомнились мне на всю жизнь. Это были жаркие и незабываемые дни… Когда мы вошли в город, увидели огромное пепелище. На месте домов торчали почерневшие трубы, как мрачные кресты на огромном кладбище гитлеровцев. Улицы были усеяны немецкими трупами, забиты изуродованными танками, артиллерией и минометами…», – вспоминал Неустроев.
Красное знамя над Брестской крепостью
В результате успешного завершения Люблин-Брестской операции закончилось изгнание оккупантов с территории Беларуси.
47 особо отличившихся в боях частей и соединений 1-го Белорусского фронта удостоены почетного названия «Брестские». Войскам, участвовавшим в боях за освобождение Бреста, приказом Верховного главнокомандующего от 28 июля 1944 года объявлена благодарность и в Москве дан салют из 224 орудий.
Подготовила Галина СТРОЦКАЯ
Фото из открытых интернет-источников