Наверх

Опасности театральной сцены: 18 метров вниз, 24 вверх и идеально гладкий пол

10 мая 2017

Принято считать, что травмы и несчастные случаи происходят в основном на производстве. Однако работа в «высокой» сфере культуры бывает не менее опасной. В Большом театре оперы и балета нам рассказали об охране труда, нагрузке артистов и бонусах за сложность работы.

Людмила Хитрова танцует на сцене Национального академического Большого театра оперы и балета больше 10 лет и на собственном опыте убедилась: артистам балета приходится гораздо сложнее, чем обычным танцовщикам. «Ты зависишь от любой мелочи: можно поскользнуться на капле пота, которая упала на сцену, запнуться из-за ослепившего глаза света, – рассказывает Людмила. – Во время выступления сцена должны быть идеально гладкой, ведь в пуантах чувствуется любой бугорок. Ямка, кривизна пола, даже слегка выступающая шляпка гвоздя очень опасны, потому что пуанта может стать не под тем углом и танцовщик как минимум вывихнет ногу».

Труппа балета – наиболее «травмоемкое» подразделение театра. Балерина находится в движении более 7 часов в день, так что неудивительно, что у них страдают суставы больших пальцев ног. Для танцовщиков-мужчин привычны проблемы со спиной из-за больших нагрузок и постоянных поддержек.

Профессиональные травмы в балете случаются часто, но в Большом театре пока что не было ни одной по причине несоблюдения охраны труда.

Сто раз проверь

«Сцена – это объект с повышенной опасностью. Под ней 18 метров в глубину оборудования, над сценой – 24 метров с колосниками, откуда спускаются декорации. А есть еще люки-провалы, съемные ограждения, громоздкие декорации, которые без специальных приспособлений не поднять», – перечисляет заведующий сектором охраны труда театра Ростислав Слабошевич.  

Во время монтажа спектакля сцена похожа на строительную площадку. В это время особую бдительность должны проявлять работники машинно-декорационного цеха и службы эксплуатации сцены. Каждому сотруднику театра бесплатно выдают средства индивидуальной защиты, необходимые для работы. Пока монтируются декорации, у сцены постоянно находится специалист пожарной части театра.

К балетным спектаклям особенно тщательно готовят сцену – расстилается специальный «балетный» линолеум, и специалист здравпункта театра ежедневно проверяет, как проводится его уборка.

Перед тем, как на нее выйдут артисты, сцену обязательно осматривают, и в этом процессе участвуют также художественный руководитель и общественный инспектор по охране труда. Всего, кстати, в театре работает 9  общественных инспекторов, всем им по договоренности с нанимателем доплачивается 10% месячного тарифного оклада согласно штатному расписанию.

Чтобы в ответственный момент ничего не свалилось на головы артистов, перед каждым спектаклем проводится технический прогон – работники художественно-постановочной службы, помощник режиссера проигрывают все акты и действия спектакля шаг за шагом, проверяя, чтобы все работало правильно. «Очень важна слаженность в работе всех подразделений, особенно машинистов сцены. Между прочим, во время спектакля они перемещают декорации не просто так, а в определенном темпе – в такт музыкального оформления спектакля», – говорит заведующий сектором охраны труда.

От спектакля до спектакля

Обычный рабочий день балерины начинается в 10 утра с часового урока балета, потом – 3 часа репетиций и перерыв, после которого танцовщица возвращается в театр только к 6 вечера, чтобы успеть подготовиться к спектаклю, или, если она в нем не задействована, на вечернюю репетицию.

Вы замечали, что в афише Большого театра балет никогда не стоит два дня подряд, а всегда чередуется с оперой или концертом? Это сделано для того, чтобы дать артистам отдохнуть. В коллективном договоре театра обозначено, что перерыв от окончания рабочего дня до начала следующего должен составлять не менее 12 часов, для исполнителей главных оперных партий – не менее 24 часов, артистов хора и балета – минимум 16 часов.

Самая большая нагрузка ждет артистов на гастролях. За один гастрольный сезон труппа дает около 40 спектаклей. «Роль сектора охраны труда в данном случае – побывать на всех новых площадках, изучить технические возможности сцены, все проблемы, которые могут возникнуть по охране труда, и составить заключение,  – говорит Ростислав Слабошевич. – Перед отъездом я всегда вручаю художественному руководителю балета талисман с фигуркой зверя, чей год наступает. На этот раз подарю огненного петуха».

Профсоюзная дипломатия

В театре оперы и балета работает около 940 человек. Однако среди них много сменных рабочих и работающих по совместительству, и по этой причине только 56% коллектива являются членами профсоюза. Эта цифра профлидера театра не пугает. «Я не сторонник навязанных мер. Люди должны сами захотеть вступить в профсоюз», – считает председатель первичной организации профсоюза театра Анатолий Акушевич.

Так и происходит, ведь для членов профсоюза предусмотрено много бонусов. К примеру, им оплачивают 50% стоимости занятий фитнесом, которые организовываются прямо в театре, и посещения бассейна, предоставляют льготные билеты в цирк, на выставки и спектакли. Каждую осень Ждановичский тепличный комбинат привозит свою продукцию прямо к зданию Большого театра, что значительно экономит и время, и деньги сотрудников. Уже в третий раз профком театра договорился с автошколой о наборе на дневные курсы по вождению – из-за постоянной вечерней занятости работников театра это единственный возможный вариант получить права. И это только малая часть бонусов, предоставляемых сотрудникам.

«Когда приезжает машина с овощами или проводится набор в группу для занятий аэробикой, мы не делаем различий между теми, кто член профсоюза, а кто нет. Люди видят такое отношение и приходят к нам сами, – рассказывает Анатолий Акушевич. – Через колдоговор, допсоглашения мы делаем все возможное, чтобы доказать работнику, что профсоюз – это та сила, которая может его защитить».

По мнению председателя профкома, артисту, как никому другому, необходима психологическая разгрузка, поэтому профсоюз театра регулярно устраивает поездки на природу и экскурсии по Беларуси, в которые многие из сотрудников ездят семьями.

25 ноября театр оперы и балета и профорганизация заключили допсоглашение о ежемесячной компенсации в размере 2 базовых величин за наем жилья молодым специалистам, распределенным в театр. «В планах профсоюза также ходатайствовать перед руководством театра о выделении помещения для детской комнаты. Из-за большой занятости артистов их труд часто разделяют дети, с рождения впитывая театральную атмосферу и творческий дух. Кстати, многие из тех, кто буквально вырос в оперном, становятся артистами. Как, например, народный артист Беларуси, художественный руководитель балета Юрий Антонович Троян. Пока мама-костюмер обслуживала артистов, маленький Юра мирно спал в кулисах на сцене», – рассказывает председатель профкома.

Анатолий Акушевич уверен, что у профсоюза театра все получится, потому есть главное, что необходимо для успешной работы, – контакт и поддержка руководства театра.

Диана ФИЛИМОНОВА

Фото из архива Национального академического Большого театра оперы и балета

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
29 марта 2024 28 марта 2024 27 марта 2024
Все новости