От Балтики до Херсона через Пинск и Брест
Коллектив ведущего в Беларуси предприятия по обеспечению речного судоходства РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь», строит современный путь «из варяг в греки».
Идея соединить Балтийское море с Черным через Днепр и Вислу витала еще в XVII веке, и в 1775 году между реками Пина и Мухавец началось строительство узкого канала длиной 8 км. Со временем первый транспортный коридор стал разветвленной гидросистемой, обеспечивающей прохождение судов от Пинска до Гданьска.
После мировых войн ХХ столетия Королевский канал требовал реконструкции, и ее провели со всей интенсивностью, на какую была способна послевоенная страна. В июле 1946 года Днепро-Бугский канал был принят в эксплуатацию, для его обслуживания создана организация, которая сегодня носит название Республиканское унитарное эксплуатационное строительное предприятие «Днепро-Бугский водный путь».
Новейшая история организации началась в конце 90-х годов, когда в Беларуси была принята государственная программа развития речных и морских перевозок. За последние два десятка лет были коренным образом реконструированы гидроузлы «Новосады» и «Залузье» в Жабинковском районе, «Дубой» в Пинском районе, «Тришин» в Бресте, а также построен новый современный гидроузел в Кобрине.
Новым перспективным направлением стала деятельность по освоению гидроэнергетического потенциала Днепро-Бугского канала. Первенец полесской гидроэнергетики МГЭС «Дубой» сдана в эксплуатацию в 2008 году, с тех пор в строй действующих вступили также малые гидроэлектростанции «Кобрин», «Залузье», «Новосады», «Стахово» суммарной мощностью 1,69 МВт.
Завтрашний день Днепро-Бугского канала — полная интеграция в систему международного водного пути Е40, который является магистральной водной артерией от Херсона до Гданьска. Республика Беларусь как внутриконтинентальное государство заинтересована в выходе к портам Балтийского моря и включении водных путей страны в сеть транспортной гидросистемы Европы. Идею возобновления сквозного судоходства между Черным и Балтийским морями через Днепро-Бугский канал активно продвигает руководство РУЭСП «Днепробугводпуть». Инициатива одобрена Европейской комиссией ООН по внутреннему транспорту в Женеве. Реализация проекта позволит ежегодно перевозить до 3 млн тонн грузов и развивать международный речной туризм.
Белорусская сторона уже предприняла реальные шаги по реализации этой программы. Проведена подготовка по восстановлению воднотранспортного соединения Днепр — Висла — Одер. Комиссия по вопросам развития воднотранспортного соединения Е40 на участке Днепр — Висла рассмотрела технико-экономическое обоснование восстановления водной магистрали, разработанное международным консорциумом. Выбран оптимальный вариант, определены дальнейшие шаги по продвижению проекта каждой из стран-участниц. На территории Беларуси продолжится реконструкция гидроузлов на Днепро-Бугском канале.
По материалам газеты «Вечерний Брест»