От танго-марафона до обустройства деревни: какие идеи готовы реализовать белоруски
«В этом году мы получили в два раза больше заявок, нежели в прошлом. Очень радостно, что женское лидерство в Беларуси развивается так активно, – рассказала представитель организаторов Александра Хорольская. – Менторам пришлось проделать сложную работу, чтобы выбрать самые достойные инициативы: ведь хороших и интересных идей поступило очень много».
Участницы, претендующие на грант, представили краткие презентации своих проектов. Всего было 7 направлений – активная жизнь, искусство, IT, урбанистика, соцпроекты, бизнес и медиа. По каждому из них в полуфинал прошли 3 участницы: двух определяли менторы, а третью выбирали по итогам голосования на площадке «Талака», выступившей партнером проекта. Полуфиналисткам предстояло не только рассказать о своей идее, ее значимости и планируемых расходах, но и ответить на вопросы менторов.
Перед наставниками, в свою очередь, стояла непростая задача – выбрать, кому из полуфиналисток в каждом из направлений достанется грант.
«Нам бы хотелось помочь советом не только проектам, прошедшим в финал, – отмечает основатель студии LEVEL80 | architects и ментор направления «Урбанистика» Катерина Ковалева. – Многие из предложенных идей достойны реализации».
В итоге победителем в направлении «Активная жизнь» стала Татьяна Пилецкая с танго-марафоном в Витебске, в «Бизнесе» – Кристина Ворона с биопродуктами на основе облепихи, «Медиа» – Юлия Бойко и проект «Вместе против рака. Onco.by». Лучшим среди социальных проектов признан «Навигатор усыновления» Ольги Головнёвой (на фото), а в «Искусстве» – постановка «Ты всегда будешь деткой» Оксаны Гайко.
Анфисе Астапенко победу принес сервис по планированию недельного меню WeekMenu. Участница признается, что такая идея появилась 1,5 года назад, когда она начала семейную жизнь. «Встал вопрос: как быть хорошей хозяйкой, совмещая это с работой, и чтобы еще свободное время оставалось. И я начала разрабатывать свою систему, – рассказала Анфиса. – При подготовке к проекту провела опрос 106 белорусских семей. Оказалось, что 75% готовят либо каждый день, либо через день. С такой же частотой они ходят в магазин, тратя на это до 7 часов в неделю. К слову, 50% опрошенных семей используют базу не более чем из 20 рецептов. То есть меню у них далеко не самое разнообразное. Я хочу, чтобы мой сервис помог людям изменить рацион. Ведь, помимо непосредственно конструктора меню, там будет и список рецептов».
В направлении «Урбанистика» первое место жюри присудило Алине Бардашун. Она живет в деревне Серафимово, которая находится недалеко от Минска, и редко оттуда выезжает, т. к. работает дома. «У нас 400 домов, из них жилые не все. И каждый день мамы с детьми, скажем, ходят мимо заборов. А вот какой-либо точки назначения в деревне нет. Представьте: живя в городе, вы выходите, а вокруг одни подъезды и дома. Поэтому появилось желание организовать пространство для проведения досуга. У нас подходящее место – пруды, оставшиеся от пожарной части. Правда, их надо сначала почистить, затем сделать мостики, поставить скамейки и небольшую детскую площадку», – рассказала победительница.
К слову, все 7 финалисток получили гранты в 5 500 рублей на реализацию своих проектов.
После награждения победительниц ментор направления «Искусство» вокалистка группы Shuma Руся поделилась своими впечатлениями. Говорит, приятно удивило такое количество активных женщин, которые готовы создавать проекты и продвигать их. «Я в силу своей работы изучаю архаичные песни, обращая при этом внимание на метафоры, культурные коды, паттерны поведения. Так вот поняла, что наши женщины всегда были активными. Но сейчас почему-то принято считать по-другому», – пояснила певица.
Проект, который победил в направлении «Искусство», Руся особенно выделила. Он затрагивает актуальную, но табуированную сегодня тему насилия. «Как ментор хочу помочь максимально осветить проект в СМИ и добиться общественного резонанса», – добавила она.
До середины марта 2019 года все участницы при содействии наставников будут воплощать свои идеи в жизнь. А в финале 15 марта наградят тех, чьи проекты признают реализованными.
Первое подобное мероприятие в 2017 году собрало более 500 заявок. Победительницы в 7 сферах успешно реализовали свои инициативы. Например, Дарья Лысковец опубликовала фотопроект на тему консьюмеризма (движение в защиту прав потребителей), Ядвига Лукашик организовала выставку, посвященную белорусскому периоду творчества фотографа Фрица Краускопфа, Екатерина Алешко зарегистрировала торговую марку «Добрая ежа», а Дарья Лебедева выпустила коллекцию одежды LSD, основной идеей которой стала красота женщины вне зависимости от возраста.
Ирина ЯНУШКЕВИЧ
Фото автора