Память о мужественном подпольщике Иване Матусевиче увековечена в названии улицы в Минске
Его заслуги перед Родиной в годы Великой Отечественной войны отмечены посмертно орденом Отечественной войны 2-й степени, а образ героя запечатлен в фильме «Руины стреляют».
Патриот появился на свет в конце 19-го века под Минском в д. Лапоровичи. Характер защитника Отчизны красноармеец Иван Матусевич проявил уже в годы Гражданской войны в борьбе с белогвардейцами и интервентами.
Свою жизнь он решил связать с железной дорогой, работал на разных должностях. Тогда никто и предположить не мог, что железнодорожник станет одним из организаторов и руководителей Минского коммунистического подполья в годы Великой Отечественной войны.
Когда в июне 1941 года немецко-фашистские захватчики ступили на белорусскую землю, началась срочная эвакуация стратегических объектов и гражданского населения. Иван Матусевич, как служащий на Минском железнодорожном узле, активно включился в работу по отправке в тыл дорогостоящего оборудования и трудовых ресурсов.
28 июня 1941-го оккупанты заняли столицу Белорусской ССР. А уже в июле Иван Матусевич вместе с Федором Кузнецовым организовали на вагоноремонтном заводе им. А. Ф. Мясникова одно из первых объединений подпольщиков в Беларуси и создали партизанский отряд, руководить которым стал Иван Казак.
Иван Матусевич лично возглавил диверсионно-подрывную группу, а его жилище превратилось в конспиративную квартиру. Здесь встречались участники подпольного сопротивления, строили планы по уничтожению врага, по радиостанции принимали сводки Информбюро.
Чтобы противостоять врагу и приблизить победу, члены подполья реализовывали различные диверсии на железной дороге. Народные мстители также спасали пленных красноармейцев, которых оккупанты перевозили эшелонами из пересылочных лагерей.
Довольно крупную операцию Иван Матусевич с товарищами-подпольщиками совершил в декабре 1941 г. Для диверсии выбрали Минский железнодорожный узел. Участникам сопротивления удалось остановить работу двух водокачек (в одну подали сильный напор воды, у второй засорили воздухопровод) и заморозить водонапорную сеть протяженностью более 3 км. На замену труб оккупантам потребовалось более 10 дней.
Эта диверсия была совершена как раз во время битвы за Москву. Действия подпольщиков позволили парализовать грузопоток по железной дороге через Минск и ослабить силы противника. Из 100 эшелонов в сутки город могли покинуть не более шести составов.
Уже в июле 1942 г. Минский городской подпольный комитет решил создать Железнодорожный подпольный райком КПБ в белорусской столице. Секретарем ячейки избрали Ивана Матусевича. Народные мстители под его руководством продолжали совершать диверсии и выводить из строя станки и оборудование, которые были так нужны врагу для ремонта бронетехники и железнодорожных составов.
Слава о яром борце сопротивления шла впереди него. Каратели из гестапо осенью вышли на след Ивана Матусевича. Его арестовали 2 октября 1942 г. Из фашистских застенков подпольщик живым уже не вышел, хотя Ивану удалось дважды из тюрьмы передать семье записки. Он сообщал, что здоров, стойко выносит допросы и участвует в работах недалеко от места своего заточения.
Иван Матусевич героически погиб 28 ноября 1942 г. и навсегда пополнил списки героев-железнодорожников Беларуси. Организатор Минского партийного подполья похоронен на Кальварийском кладбище. Могилу защитника Отечества украшает стела с позолоченным изображением пятиконечной звезды. Улицу во Фрунзенском районе Минска в честь Ивана Матусевича назвали в 1966 г. а на доме под №1 установили мемориальную доску.
Анжела ЛЮДЫНО
Фото автора